Катер «Волга» впервые увидел свет в 1958 году. Этот катер популярен до сих пор: ценители водного транспорта считают его отличным ретро-судном. Катер сделан на совесть: надежный алюминиевый корпус способен выдерживать большие нагрузки и поездки на дальние расстояния. Катер «Волга» имеет отличительную особенность: подводные крылья, которые обеспечивают судну отличные мореходные качества и высокую скорость. Ниже вы сможете ознакомиться с преимуществами и недостатками катера на подводных крыльях «Волга».
Суда на подводных крыльях
Суда на подводных крыльях (сокращенно СПК) представляют собой принципиально новую разновидность скоростного судна, для которых характерен динамический принцип поддержания
Чтобы преодолеть сопротивление воды, было придумано красивое инженерное решение — поднять корпус судна над водой на подводных крыльях. Еще в 1906 году судно на подводных крыльях (СПК) итальянца Энрико Форланини достигло скорости в 42,5 узла (около 68 км/ч).
А 9 сентября 1919 года американское СПК HD-4 установило мировой рекорд скорости на воде — 114 км/ч, что и для нашего времени превосходный показатель. Казалось, еще немного, и весь флот станет крылатым.
Суда на подводных крыльях (сокращенно СПК) представляют собой принципиально новую разновидность скоростного судна, для которых характерен динамический принцип поддержания. Под корпусом такого корабля находятся особые крылья.
Когда СПК стоит либо идет на очень малой скорости, оно держится на воде за счет архимедовой силы, как и обычный водоизмещающий корабль. Однако если судно на подводных крыльях развивает большую скорость, оно поднимается над поверхностью воды. При этом сопротивление воды слабеет, что позволяет развивать невиданные до сих пор скорости.
Можно сказать, что с появлением СПК во многом была решена проблема значительного увеличения скорости судов самого разного назначения. Сейчас суда на подводных крыльях являются популярнейшим видом водного транспорта не только благодаря своим скоростным показателям, но и высокой экономичности.
В 1957 г. был спущен на воду теплоход «Ракета», ставший первым судном на подводных крыльях, использовавшимся для перевозок пассажиров. Он был разработан и создан инженерами Центрального конструкторского бюро, являвшегося частью завода «Красное Сормово».
Затем в 1958 г. появился катер «Волга», удостоенный Золотой медали на международной Брюссельской выставке. Позднее, в 1960 г. был построен теплоход «Метеор», а в 1961 г. – его морской собрат на подводных крыльях, носивший имя «Комета». Их преемниками стали газотурбоход «Буревестник» и теплоходы «Чайка», «Вихрь» и «Спутник».
СССР имел наибольший в мире флот крылатых судов. Просторы рек здесь бороздили более 100 теплоходов «Ракета», несколько десятков теплоходов «Метеор», «Комета» и «Беларусь», более тысячи «крылатых» катеров «Волга». Катер на подводных крыльях типа «Волга» предназначался для использования на спасательных станциях и в службах судового надзора.
Советские СПК были важнейшей статьей экспорта, их приобретали многие страны, среди них Франция, Англия, Италия, ФРГ, США. Серийное производство пассажирских СПК типа «Беларусь», «Метеор», «Ракета», «Буревестник», «Комета» было начато в конце 50-х гг. В 1970-80-х гг. они были дополнены такими СПК, как «Циклон», «Полесье», «Колхида», «Восход».
В 1960-х гг. усовершенствование этой революционной технологии продолжалось. Были созданы экспериментальные образцы «Стрела-1» (1961 г.), ставшая первым в СССР морским пассажирским судном с подводными крыльями, «Стрела-2», построенная в 1962 г., «Стрела-3», датируемая 1963 г., и пассажирское СПК «Тайфун», снабженное подводными крыльями с возможностью автоматической регулировки (1969 г.).
Катер «Волга»
Производство катера «Волга» было запущено ещё в 1958 году. Изначально планировалось использование исключительно в целях несения службы в различных регионах страны. Инспекторы и патрульные быстро и по достоинству оценили судно.
Серийное производство для населения не было запущено, катер оставался только во владении государства. После развала страны и попадания в массы катер приобрёл популярность в сфере прогулок по рекам и морям. Катер «Волга» изготавливается на подводных крыльях для обеспечения плавного полёта и передвижения даже при небольшом волнении.
Общее описание катера «Волга»
Ранее катер «Волга» не мог быть приобретён для собственных нужд, так как аналогично автомобилю «Чайка», он мог находиться только во владении государственных организаций. Из-за дефицита таких суден сегодня катер «Волга» пользуется спросом в качестве отличного транспорта из класса ретро. Новейшими лодками являются те, что вышли в 1986 году.
Ранее катер «Волга» не мог быть приобретён для собственных нужд, он мог находиться только во владении государственных организаций
Катер на крыльях «Волга» разрабатывался ССЗ «Красное Сормово» в период активного изготовления выпускался тремя заводами. Проект можно узнать по идентификатору – 343. Несколько позже было разработано аналогичную модель, которая могла использоваться для хождения по морю. В стандартной конструкции можно было выходить только на реки. Морские варианты исполнения обладают дополнительными обозначениями ME, MEM, MK.
Характеристики катера на подводных крыльях «Волга» позволили использовать судно для скоростных поездок, для транспортировки больших грузов или для прогулки. Крылья в конструкции довольно глубокие, они накладывают определённые ограничения на места использования, так как на катере «Волга» нельзя подходить к необорудованным пирсам и осуществлять прогулки по мелководью.
В основе конструкции используется алюминиевый сплав. Метод соединения конструкции – клёпка. В отношении отдельных элементов корпуса использовалась сварка. Длина судна фиксирована во всех модификациях и составляет 8,5 м. Лодка обладает относительно небольшим кокпитом, в него может поместиться 6 пассажиров благодаря наличию 3 рядов сидений, каждое вместимостью 2 человека.
Носовая часть «Волги» сильно удлинённая и занимает до 40% всего места. В корме предусмотрен большой моторный отсек, на нём можно перевозить большие грузы, сохраняя лёгкость перехода на глиссирование. В условиях рек можно встретить различные варианты судна, так как многие покупатели занимаются изменениями конструкции. Сегодня относительно часто встречается катер «Волга» без крыльев.
Высота осадки составляет 0,85 м. На многих фото катера «Волга» можно определить, что крыльев всего 2: один ряд расположен под водительским местом, а второй – на корме.
Двигатель катера «Волга» может отличаться в стандартной модификации, так как выпуск проводился в 3 вариантах:
- «М53Ф» – на 75 л. с.;
- «М-652-У» – 80 л. с.;
- «М8ЧСПУ-100» – 90 л. с.
Все перечисленные типы моторов работают на бензине по 4-тактной системе. Большинство моделей поставлялись со вторым вариантом двигателя, которого достаточно для достижения скорости на уровне 65 км/ч.
Для чего нужны крылья на катере «Волга»
Подводные крылья приводят и к ряду недостатков: высокая стоимость конструкции по сравнению со стандартными водоизмещающими судами; при слишком больших волнах приходится сильный удар на днище, а также крылья выходят из воды и судно падает, ударяясь носом; высокие требования к двигателям, они должны быть относительно лёгкими, компактными и мощными.
Существует несколько факторов, для чего нужны крылья на катере «Волга»:
- для увеличения скорости движения и быстроты перехода на глиссирование;
- для снижения сопротивления воды и увеличения быстроходности;
- для повышения мореходных качеств, так как крылья компенсируют качку и волнение.
Катер на подводных крыльях “Волга”
Катер «Волга» на подводных крыльях был разработан в 1957 году Судостроительным конструкторским бюро ССЗ “Красное Сормово” в Горьком (Нижний Новгород). Там же в 1958-м был выпущен первый экземпляр. Проект этого катера получил номер 343.
Позднее катера в морском исполнении строились на Батумском СРМЗ и Гомельском Судостроительном заводе. Морское исполнение получило индексы МЕ, МК и МЕМ. Катера «Волга» использовались в качестве скоростных разъездных судов государственными инспекциями и как доставочные и прогулочные суда.
Катер «Волга» получил народное название «Крылатка» за свое подводное оперение. Высокие крылья сильно ограничивали функциональное использование катеров типа «Волга» за счет глубокой осадки – до 85 см. «Крылатка» могла швартоваться преимущественно у пирсов, т.к. подход к берегу во многих случаях был для нее затруднен.
Большинство катеров типа «Волга» до 1965 года выходили с завода наименованием «Стрела» с бортовым серийным номером, поэтому «Стрела» стала третьим названием этих судов. Катера комплектовались тремя видами стационарных бензиновых двигателей: М53Ф с 75 л.с., 80-сильным М-652-У и М8ЧСПУ-100 мощностью 90 л.с.
На большинство катеров «Волга» устанавливался четырехтактный бензиновый двигатель М-652-У, с которым лодка могла идти со скоростью до 65 км/ч. Корпус катера выполнен из алюминия с клепанными соединениями. Некоторые элементы оперения стыковались сваркой.
Общая длина катера составляет 8,5 метров, при этом сравнительно небольшой кокпит мог принять до 6 человек в три ряда сидений. Длинная носовая палуба и огромный кормовой моторный отсек обеспечивали необходимую грузоподъемность и легкий выход на глиссирование.
Для своего времени «Волга» был как автомобиль «Чайка», недоступным для частного владения. Сейчас на катера имеется постоянный спрос в связи с растущим интересом к шикарному ретро-транспорту. На реках можно увидеть восстановленные и полностью модернизированные катера типа «Волга». В то же время, остаются и оригинальные версии, не смотря на то, что последний катер проекта 343 вышел с завода в 1986 году.
Технические характеристики катера «Волга»
Для своего времени судно являлось одним из самых быстроходных, так как скорость могла достигать 70 км/ч. Даже сегодня катер «Волга» остаётся хорошим приобретением за счёт высокого качества изготовления, отличной быстроходности и долговечности.
Технические характеристики катера «Волга» на подводных крыльях:
Даже сегодня катер «Волга» остаётся хорошим приобретением за счёт высокого качества изготовления, отличной быстроходности и долговечности
максимальная длина: 8,5 м; габаритная ширина: 1,95 м;
- высотность борта в области миделя: 0,98 м;
- высота по габаритам до верхушки ветрового стекла: 1,47 м;
- водоизмещение при нагрузке: 1,8 т; вес без оборудования и пассажиров; 1,25 т;
- полезная грузоподъёмность: 650 кг;
- килеватость днища в области транца: 17,8°; масса снаряжения: порядка 190 кг;
- максимальная осадка при водоизмещающем типе плавания – 0,85 м;
- уровень осадки при глиссировании на крыльях: 0,55 м;
- количество пассажиров : 5 человек; наличие отдельных мест для управления: 1 шт.;
- максимальная удалённость автономного плавания – 92 мили;
- основной двигатель: «М-652-У»; мощность двигателя: 80 л. с.;
- тип движителя: гребной (винт); размер винта: 0,335 м; шаг: 0,538 м;
- отношение дисков : 0,75; количество лопастей: 3 шт.;
- комфортная скорость катера для эксплуатации – 50 км/час;
- максимальная скорость: 65 км/час;
- уровень мореходности при плавании на крыльях: 0,4 м;
- мореходность при водоизмещающем типе передвижения: 1 м;
- тип материала: Амг5В; иметод соединения: сварка и клёпка.
Катер “Волга”: тюнинг
Полностью восстановленные суда всё чаще ощущают необходимость в замене мотора более мощным и менее габаритным. Катер «Волга» под подвесным двигателем позволяет ускорить переход в состояние глиссирования. Для установки подвесного мотора придётся провести переделку конструкции транца и убрать стационарную модель двигателя. В модернизированных моделях комфортабельность значительно улучшается.
Благодаря наличию длинного закрытого носа сильно урезается часть кокпита, но мастера нашли выход в создании каютного типа судна. Высокая скорость движения катера сделала его популярным в сфере развлечений. Для туристических целей на катер устанавливается длинная палуба, которая занимает порядка 60% всей площади.
По ряду технических параметров катер сегодня остаётся конкурентоспособным. Корпус обладает высокой устойчивостью, так как в конструкции используется протекторный слой защиты, состоящий из 4-кратного покрытия магнием. Дополнительная защита позволяет предотвратить появление коррозии как на крыльях, так и на днище.
Во всех моделях катера «Волга» используются протекторы, но их количество зависит от того, в какой воде предполагается эксплуатирование судна. Для солёной, морской воды включают больше протекторов, а для рек – меньше.
Некоторые переделки катеров «Волга» заключаются в демонтаже стационарного двигателя и переделки транца под подвесной лодочный мотор. Такой вариант позволяет увеличить количество комфортных мест для пассажиров. Существуют проекты модернизации и тюнинга катеров с монтажом каюты. Существуют проекты модернизации и тюнинга катеров с монтажом каюты.
Особенности катера для моря:
- увеличена ширина корпуса до 2,1 м (на 0,15 м);
- немного больше вес конструкции – 1316 кг (на 71 кг);
- максимальная дистанция плавания без дозаправки – 97 миль;
- поставляется с несколькими типами двигателей: 75, 80 и 90 л. с.
Для любого владельца маломерного судна его лодка – это не только средство приятного времяпрепровождения, а в некоторых случаях – обозначения статуса. Стремление доработать плавсредство под свои требования, придать индивидуальность приводит к тому, что после покупки катер сильно преображается. В современном языке усовершенствование и доработка получило заморское название «тюнинг».
Направления тюнинга катеров и лодок
Все доработки, выполняемые владельцем самостоятельно или с помощью подрядчиков, имеют под собой основу из практического опыта. Мы где-то увидели интересный элемент дизайна, удивились ходовым качествам лодки знакомого, посетили выставку и нашли именно то, что искали.
По назначению доработок их можно разделить на пять основных направлений:
- улучшение ходовых качеств корпуса;
- изменение характеристик моторно-движительного комплекса;
- установка различных «гаджетов» – нужных и не очень;
- переработка дизайна корпуса и установка дополнительных приспособлений;
- доработка кокпита и каюты – эргономика и внешний вид.
Чувство меры при тюнинге лодки
Лодка – это отражение души своего владельца. Пробуйте, меняйте, усовершенствуйте. Ведь мужчины – это выросшие дети. А у детей, пусть и с седыми волосами, должны обязательно быть свои любимые игрушки!
Собираясь изменять интерьер и экстерьер маломерного судна, поищите среди своих знакомых художников, дизайнеров, или архитекторов. Впрочем, они не обязательно должны специализироваться на судостроении. Покажите им ваши эскизы.
Основываясь на опыте и базовых знаниях, они сразу заметят ошибки, нестыковки и конструктивные просчёты. Этим вы сэкономите немало сил, средств и времени, ведь откорректировать эскиз гораздо проще, чем перекрашивать корпус или срезать травмоопасные палубные конструкции футуристического вида.
Отзывы владельцев катера “Волга”
Валентин: «Пришлось продать катер из-за того, что сейчас стало довольно сложно его использовать. Подводные крылья требуют глубину около 1 м, а Волга у нас обмелела. Даже раньше испытывал сложности при отсутствии хорошего причала. В целом конструкция довольно прочная, катер передвигается на высокой скорости, уход требуется, но минимальный – для многих пользователей „Волга“ является просто находкой».
Эксплуатирую „Волгу“ на море, в основном для отдыха с семьёй и небольших путешествий
Алексей: «Эксплуатирую „Волгу“ на море, в основном для отдыха с семьёй и небольших путешествий. У меня в использовании находится 5 лет, за это время не приходилось даже заклёпки подтягивать, правда, при большом волнении не выхожу на воду. По техническим параметрам лодка отличная. Для улучшения вместимости и комфортабельности планирую сделать рубку».
Виталий: «Предложили „Волгу“ по низкой стоимости, что изначально привлекло. Только после покупки пришло понимание, что из-за крыльев я не смогу ею пользоваться у себя на речке. Я благополучно обрезал подводные крылья, теперь катер отлично подходит как для семьи, так и для рыбалки. Максимальная скорость несколько уменьшилась, но её все равно более чем достаточно».