Производство пограничного катера «Аист» было начато с целью использования его для охраны границы Советского Союза в Финском заливе. Катера “Аист” отличаются выносливостью, качественной сборкой, отличными мореходными качествами. Основа катера – легкая алюминиевая конструкция с водометным движителем, особенности которой обеспечивают хорошую проходимость по мелководью и в заросших водоемах. В следующей статье будут приведены характеристики и подробное описание пограничных катеров «Аист».
Общие сведения о катере «Аист»
Быстроходный разъездной катер “Аист” предназначен для эксплуатации на реках, озерах и в прибрежных районах морей при волнении до 3 баллов.
Быстроходный разъездной катер “Аист” предназначен для эксплуатации на реках, озерах и в прибрежных районах морей при волнении до 3 баллов
Для возможности плавания в засоренных водоемах с малыми глубинами на нем установлен водометный движитель, а двигатель оборудован изолированной замкнутой системой охлаждения с донными холодильниками. Нормальная пассажировместимость катера — 6 человек, максимальная — 10.
Дальность плавания — около 200 км. Остроскулые обводы корпуса рассчитаны на движение в переходном к глиссированию режиме при Fr = 1,1-1.3. Относительно плоская кормовая часть днища обеспечивает образование здесь гидродинамической подъемной силы, достаточной для того, чтобы не допустить чрезмерного дифферента на корму, характерного для переходного режима. В носовой части шпангоутам придана значительная килеватость с развалом при палубе.
Без снижения скорости катер проходит волну высотой до 1,5 м. Катер разделен переборками па пять отсеков. Герметизация форпика и заполнение узких отсеков вдоль бортов легким пенопластом обеспечивают необходимый аварийный запас плавучести. Имея пробоину, катер остается на плаву и сохраняет остойчивость при затоплении любого одного отсека. Носовой трюм предназначен для перевозки груза и размещения основной части снабжения.
Основное назначение при конструировании — пограничная или курьерская служба. Последняя модификация (13982) была разработана для отдыха на воде, но произведено данных судов было мало. Из-за высокой надежности и простоты в эксплуатации, а особенно из-за феноменальной живучести, списанные катера активно выкупаются. Из-за ограниченного тиража судна в сети немного предложений по продаже катера, но преимущественно стоимость колеблется от $7 до 14 тысяч.
Описание катера «Аист»
Каюта оборудована мягкими диванами, столиком-шкафом, вешалками для одежды и т. п. Вход в каюту из ходовой рубки. Над креслами водителя и наблюдателя в крыше рубки прорезаны люки, чтобы при швартовке или проходе узкостей можно было управлять судном стоя. Кормовая палуба может быть закрыта тентом; на ней установлены диван и два откидных сиденья.
Корпус катера, изготовленным из алюминиево-магниевого сплава, имеет поперечную систему набора со шпангоутами из фасонного профиля и флорами из листа толщиной 3 мм. Продольными связями служат два стрингера из 4-мнллиметрового листа. Толщина наружной обшивки — 4 мм (горизонтального киля — 6 мм), переборок — 3 мм. Все соединения корпуса выполнены аргоно-дуговой сваркой.
Палуба изготовлена из бакелизированной фанеры толщиной 5 мм, уложенной на алюминиевые бимсы. Поверх фанеры сплошным слоем наклеены ясеневые рейки толщиной 12 мм, образующие красивый и практичный настил. Надстройка, рубка и фальшборт имеют трехслойную конструкцию: наружные слои из березовой авиационной фанеры толщиной 2 мм, внутренний — из листов легкого пенопласта толщиной 16 мм.
Дизель “3Д20” (максимальная мощность 260 л. с. при 2270 об/мин; эксплуатационная 235 л. с. при 2200 об/мин) спарен напрямую с водометным движителем. Маховик двигателя соединяется с гребным валом через эластичную муфту. Наружная часть вала изолирована стеклопластиком. Система охлаждения двигателя выполнена таким образом, что полностью исключается опасность ее засорения илом, водорослями пли песком.
Циркулирующая в замкнутой системе пресная вода охлаждается в трех коробчатых каналах, приваренных изнутри к обшивке днища. На первых катерах были установлены двухступенчатые водометы, так как расчеты показывали возможность возникновения кавитации при одноступенчатом движителе.
Строительство катеров типа “Аист” ведется небольшой серией
Два четырехлопастных ротора диаметром 348 мм с дисковым отношением A/Ad = 0,87 давали суммарную спрямленную площадь лопастей 0,17 м2, что позволяло избежать кавитации. Однако при испытании судна с одним ротором также удалось получить удовлетворительные результаты, поэтому в дальнейшем будут устанавливаться более компактные и простые по конструкции одноступенчатые движители.
Реверс осуществляется за счет перекрывания сопла заслонками, которые направляют струю в две трубы заднего хода, выведенные к бортам. Холостой ход движителя при работающем двигателе обеспечивается с помощью разгрузочного устройства, открывающего доступ воздуха в водозаборник. Управление поворотом катера осуществляется поворотным соплом прямоугольного сечения на выходе струи из движителя.
На пульте дистанционного управления установлены включатель насоса прокачки двигателя маслом перед пуском, включатель стартера, ножная педаль подачи топлива, рукоятки управления заслонками водомета, педаль привода/ управления разгрузочным клапаном, а также другое оборудование и контрольно-измерительные приборы, обеспечивающие эксплуатацию катера. Установлен магнитный компас типа КИ-13.
Источниками электроэнергии в сети постоянного тока напряжением 24 в являются: генератор типа ГСК-1500-жт, навешенный на двигатель, и две соединенные последовательно аккумуляторные батареи 6 СТК-180-М (емкость 180 а-часов).
Катер “Аист” оборудован якорным устройством, состоящим из якоря весом 10 кг и капронового каната длиной 30 м; швартовными и буксирными утками, леерным устройством. Носовые и кормовые рым-утки служат и для подъема катера краном. На испытаниях катер показал хорошие маневренные качества. Диаметр циркуляции на полном ходу составляет 5 длин корпуса при повороте вправо и 8 влево.
С прикрытыми заслонками заднего хода циркуляция уменьшается соответственно до 3 и 2 длин корпуса. Катер останавливается с полного переднего хода за 3 сек., проходя всего 9 м (одна длина корпуса). Хорошая управляемость обеспечивается и на заднем ходу — уже при скорости 3,3 км/час судно можно держать под контролем. Строительство катеров типа “Аист” ведется небольшой серией.
Технические характеристики катера «Аист»
Судно используется для проведения длительных прогулок, спасательных целей и береговой охраны.
Судно Аист используется для проведения длительных прогулок, спасательных целей и береговой охраны
Имеет комфортные габариты кокпита и каюты, их достаточно для укрытия от непогоды или отдыха. В сети много фото катера «Аист» и чертежей, они позволят, при должных усилиях, создать конструкцию вручную или изменить существующий корпус.
Технические характеристики катера «Аист»:
- длина по габаритам – 9,1 м;
- габаритная ширина – 2,6 м;
- высотность борта в области миделя – 1,22 м;
- водоизмещение при отсутствии нагрузки – 3,55 т;
- водоизмещение загруженного катера – 4,75 т;
- максимальная осадка – 0,46 м;
- скорость при движении в водоизмещающем режиме – 35 км/час;
- тип двигателя – стационарный 3Д20, работает на дизеле;
- максимальная мощность мотора – 260 л. с.;
- материал основания – АМг5; метод соединения – сварной.
Пограничный катер «Аист»
Пограничный катер проекта 1398 «Аист» был по существу первым послевоенным рейдовым катером, спроектированным и построенным специально для пограничных войск с учётом всех требований, вытекающих из специфики их службы.
Нужен был специальный катер для охраны государственной границы на реках Амур в средней полосе, Уссури с притоками, Дунай, Амударья, на озере Ханка и озёрах Карельского перешейка, в прибрежных районах Финского залива.
Служба катера должна была заключаться в патрулировании акваторий, перевозке пограничных нарядов с боевым снаряжением и собаками на фланги охраняемых участков, доставке грузов на заставы и для деловых разъездов в пределах заданного района эксплуатации.И такой катер был сделан.
Это был катер из лёгкого сплава с одновальной дизельной установкой и двухступенчатым водомётным движителем. Системы и агрегаты двигателя были разработаны с учётом эксплуатации катера в засорённых водоёмах. Например, система охлаждения двигателя пресной водой была одноконтурная, теплообмен которой осуществлялся забортной водой в специальных каналах в днищевой части корпуса катера.
Гребной вал имел упорный подшипник, работающий в масле, и опорный подшипник из капролона. Такие конструктивные мероприятия позволяли эксплуатировать катер в акваториях с песчаными отмелями, взвешенными частицами песка и ила в воде, многочисленными протоками и берегами, заросшими осокой, камышом и кустарниками.
Пограничный катер проекта 1398 «Аист» был по существу первым послевоенным рейдовым катером, спроектированным и построенным специально для пограничных войск
В соответствии с техническим заданием катер принимал на борт шесть пассажиров, а при необходимости 10 человек или 500 кг груза, имел мореходность 3 балла. Ввиду того, что собаки чувствовали себя не комфортно на металлической палубе, пришлось для изготовления палубы и рубки применить дерево.
В сентябре 1967 года был построен и прошёл испытания головной катер, который в том же году был передан в эксплуатацию по прямому назначению. После завершения постройки головных катеров их серийная постройка была поручена феодосийскому судостроительному заводу «Море».
Катера проекта 1398 стали поступать в пограничные войска для прохождения так называемого установочного периода эксплуатации. В этот период они подтвердили своё соответствие климатическим и природным требованиям при выполнении всех возложенных на них задач. Эти катера стали поступать на все участки границ Советского Союза и вскоре стали весьма популярны в морских и речных пограничных частях.
Водометный пограничный катер “аист”, проект 1398Б
Катер предназначен для несения службы на пограничных заставах по охране государственной границы на реках, озерах и в прибрежных районах морей. Корпус изготовлен из алюминиевого сплава АМг-5. Состоит из одновальной дизельной установки и водометного движителя, каюты, рубки и кокпита.
Катер разделен по длине четырьмя водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. Мореходность – 3 балла. Крайне неприхотлив в эксплуатации и прост в обслуживании.
Спуск на воду и подъем на зиму не требует ни какой подготовки и консервации и занимает 5 минут, т.к. в системе охлаждения залит тосол.
Технические характеристики :
- двигатель MERCEDES OM501 LA;
- длина – 9,10 метров;
- ширина – 2,60 метра;
- осадка – 40 см.
Отзывы владельцев катера «Аист»
На форумах много упоминаний о катере «Аист», и большинство из них положительные.
Александр: «Доводилось кататься на катере в 90-х годах на протяжении 6 месяцев, друг давал на пользование. Отличное судно, 2 каюты помогают разместиться с компанией. Недостатком могу отметить относительную тихоходность при перемещении в водоизмещающем режиме. В целом судно стильное и качественное, но я бы предпочёл установить двигатель ЯМ3240 турбированого типа».
Приобрёл „Аист“ из ностальгии, так как в своё время служил на таком катере на Амуре.
Сергей: «Приобрёл „Аист“ из ностальгии, так как в своё время служил на таком катере на Амуре. Двигатель аналогичный БМП, работает на основании водомёта. Судно может взять на борт порядка 15 человек благодаря габаритам каюты. Осадка даже при большой нагрузке незначительная, её достаточно для причаливания к любому типу берегов».
Николай: «Рекомендуют использовать катер для проведения длительных прогулок, разъездов по делам или для несения патруля. Сам использую на речке, у нас есть места с небольшой глубиной, соответственно, принципиально важна проходимость. „Аист“ может проплывать на глубине до 0,8 м. Палуба устроена из дерева, оно стоит неплохо, но местами гниёт, в остальном судном доволен».