Судостроение является важной отраслью мировой промышленности. Практически в каждой стране, имеющей выход к морю или океану, есть свои верфи. В России также действует большое количество судоверфей, на которых выпускается водный транспорт различного назначения: от компактных гребных лодок до нефтяных танкеров. Следующий материал будет посвящен истории развития мирового судостроения. Здесь вы сможете ознакомиться с тенденциями работы известных верфей , а также узнать историю развития некоторых крупных судостроительных заводов.
- Что такое верфь
- Судостроение – важное направление экономической деятельности
- Появление судостроительных верфей
- Тенденции в современном судостроении
- Известные судостроительные верфи
- Самая крупная судостроительная верфь в мире компании «Hyundai Heavy Industries» - судостроение, судостроительная верфь, строительство кораблей
- Верфь Драссанас в Барселоне
- Верфь Fairline
- Соломбальская верфь
- ОАО «Красноярская судостроительная верфь»
- Судостроительный завод «Северная верфь»
- Адмиралтейские верфи
- Северная верфь
Что такое верфь
Верфь (нидерл. werf) — место постройки и ремонта судов
Верфь (нидерл. werf) — место постройки и ремонта судов. Предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей. Как правило, располагается на берегу океана, моря, реки, озера, однако существуют и плавучие верфи, для относительно небольших судов. Верфь обычно представляет собой ряд сооружений: доков, цехов, стапелей, эллингов, мастерских, складов и т. п.
Первая из известных верфей датируется 3000 — 2778 гг. до нашей эры (Египет). С XVII века становятся неотъемлемой частью адмиралтейств. В современном языке верфь может называться судостроительный или судоремонтный завод.
«Судоверфь» — распространённое сокращение от «судостроительная верфь».
Судостроение – важное направление экономической деятельности
Мировая судостроительная отрасль оценивается в невероятную сумму $100 млрд., согласно отчету Bloomberg от декабря 2006 г. Неудивительно, что 80% объема мировой торговли перевозится морским транспортом (UNCTAD, 2009).
Кроме того, суда всех типов бороздят мировые океаны и выполняют огромное количество разных заданий. Они включают транспортировку грузов, дреджинг, поиск и спасательные операции, очистка экологической среды, разведку и добычу нефти и газа, укладку кабелей и труб, научные исследования, рыболовство, проектное строительство, туризм, военные операции и патрулирование, а также многое другое.
Судостроение является важной отраслью, которая обеспечивает баланс между спросом и предложением в секторе торгового судоходства. Когда спрос на определенный тип груза высок, спрос на судно, перевозящее этот груз, соответственно вырастет.
Владельцы и операторы судов в этой отрасли разместят заказы на верфях, специализирующихся на данном типе судов, и верфи начнут строительство. Учитывая природу судоходства, зависящую от уровня спроса, можно сказать, что оно отражает состояние здоровья мировой экономики и торговли.
Таким образом, и судостроительная отрасль дает обоснованное представление о состоянии мировой экономики. И действительно, существует значительная прямая связь между динамикой судостроения и мировой экономики и торговли.
Объемы судостроения растут, когда растет уровень международной торговли. Аналогично, судостроение находится среди первых, страдающих от спадов при падении мировой экономики. Это ставит судостроение на одно из первых мест среди наиболее важных экономических видов деятельности в мире. Судостроение – надежный барометр экономической активности.
Появление судостроительных верфей
До появления корейских и японских судостроительных верфей после Второй мировой войны европейские верфи доминировали в мировой судостроительной отрасли. После войны крупнейшие в мире верфи были построены в Ньюкасле (Великобритания) и в Клайде (Шотландия).
Тогда как судостроение все еще существует и в Европе, эти судостроительные верфи фокусируются больше на так называемых судах класса Lexus, таких как химовозы, оффшорные суда снабжения (OSV), сейсмические суда, военные суда и круизные лайнеры.
Например, BAE в Англии специализируется на строительстве военных судов, тогда как Aker Yards (сейчас это STX Europe) в Норвегии специализируется на строительстве круизных судов и судов ледового класса, а также нескольких видах OSV.
Во время пика строительства новых судов до мирового экономического спада спрос значительно рос на места якорной стоянки в европейских верфях, которые до этого уступили свои позиции азиатским верфям.
Это стало результатом избытка спроса на азиатских верфях, которые не могли справиться с большим объемом заказов на новый тоннаж. Европейские верфи понимают, что не могут справиться с низкой стоимостью труда в Азии, а также их экономии на масштабе, но все еще получают значительную долю заказов на технически сложные суда.
Китай стал сильным игроком некоторых секторов, таких как сухогрузы, газовозы и контейнеровозы
Явной тенденцией в мировом судостроении в последние два десятилетия является появление судостроительных верфей в развивающихся странах.
Китай стал сильным игроком некоторых секторов, таких как сухогрузы, газовозы и контейнеровозы. Также наметилось появление верфей в Индии, Вьетнаме и Малайзии, фокусирующихся на небольших и средних судах и даже обслуживающих экспортные рынки. У таких верфей могут присутствовать наработанные объемные книги заказов, в том числе для внешних рынков.
Некоторые верфи выигрывают от использования союзов с более опытными международными судостроителями, которые владеют более продвинутыми технологиями и процессами, которые помогают улучшить производительность, эффективность и номенклатуру предлагаемых услуг и продуктов.
Как следствие судостроительного бума в развивающихся странах, наметился приток инвестиций из крупных иностранных судостроительных верфей. Например, компания STX инвестировала значительные средства в Малайзии, Филиппинах, Индонезии и Вьетнаме.
Все это свидетельствует о растущей привлекательности судостроительного сектора в развивающихся странах, в которых низка стоимость производства, растет спрос на судоходные услуги и присутствует экономия масштаба.
Все больше судоходных компаний покупают доли в судостроительных верфях, чтобы иметь больший контроль над цепочкой поставок и создать эффект синергии. Одним из примеров таких покупок является покупка компанией MISC компании MMHE, крупнейшей верфи Малайзии, с целью объединения бизнеса перевозчика с возможностями судостроительной верфи по строительству оффшорных установок и судов для обслуживания оффшорной нефтегазовой отрасли.
Тенденции в современном судостроении
Тенденции в судостроении отражают направления развития производства, потребления и транспортировки грузов, перевозимых судами, и динамику активности на рынках, которые они обслуживают.
Наблюдение за этими тенденциями позволяет проанализировать динамику торговли, роста экономик, отраслей, технологий, финансирования и многих других аспектов жизни.
Как экономическая деятельность, судостроение значительно влияет на судоходство, торговлю и экономику.
Количество и размер судов, построенных на судостроительных верфях, определяют тоннаж определенного типа судоходного сектора, а следовательно влияют на фрахтовые и чартерные ставки этих судов. Это в свою очередь является определяющим фактором в цене грузов и других товаров и услуг, чье производство зависит от поставки этих грузов.
Следовательно, можно отметить огромную важность судостроения и его ключевую роль в обеспечении мировой торговли и экономической активности. Судостроение является видом деятельности, который дает четкое представление о современных тенденциях мирового развития.
Известные судостроительные верфи
Hyundai Heavy Industries
Огромные танкеры, сухогрузы или контейнеровозы перевозят самые большие грузы и эти морские гиганты основа основ международного судоходства и торговли.
Судостроительная компания «Hyundai Heavy Industries» превратила далекий южно-корейский порт, в крупнейший объект мирового судостроения. На этой гигантской верфи ежегодно на воду спускают 60 судов. Здесь на предприятии под строжайшим контролем проходит все стадии процесс судостроения – от первой резки до спуска на воду.
Корпорация «Hyundai Heavy Industries» является одной из крупнейших судостроительных верфей и производит 10% кораблей и судов в мире. Основателем «Hyundai Heavy Industries» является Чан Чжу Ян, который организовал предприятие 23 марта 1972 года. Этот огромный промышленный объект проектировали с колоссальным размахом.
Над рукотворным ландшафтом, который состоит из тянущихся до горизонта складов и гигантских открытых доков вырисовывается целый лес башенных кранов. Всего за 8 месяцев здесь строят самые большие корабли в мире. На этой судостроительной верфи почти во всем полагаются на свои ресурсы от формовки сырья до сборки крупнейших двигателей. Нигде в мире нет предприятий подобных масштабов, где строятся одновременно несколько кораблей.
Судостроительная компания «Hyundai Heavy Industries» превратила далекий южно-корейский порт, в крупнейший объект мирового судостроения
Вся верфь занимает около 500 гектаров. На предприятии расположены девять сухих доков. В семи из них строят торговые и грузовые суда, а два отданы под военные корабли и ремонтные работы. Компания контролирует весь процесс судостроения целиком. При поступлении от клиента заказа на постройку судна инженеры создают проектно-техническую документацию, после окончания расчетов собирается сырье.
Листовой металл режут на куски, которые затем станут готовыми блоками образующие различные части судна. Эти блоки переносят в сухие доки, где их собирают воедино, как части трехмерной головоломки. Они образуют основной корпус корабля. Компания производит не только секции, из которого собирают корпус судна, но и двигатели и генераторы.
Слово «hyundai», что значит с корейского языка «современный» тесно связано с городом Ульсан. Это город концерна «Hyundai Heavy Industries». Почти все жители работают на заводах морской компании или на обслуживающих его предприятиях.
Здесь есть отель с прекрасным видом из окна, а в магазинах даже процесс парковки распланирован до мелочей. Компания строит и субсидирует жилью для его работников.
Колоссальный концерн детище одного человека Чан Чжу Яна. Он оказал огромное влияние на страну. Чан создал производство, поставляющее судовые двигатели, бортовые генераторы, и краны, которые применяются при сборке сверх тяжелого транспорта. У концерна есть также подразделение, занимающееся строительством морских буровых установок для добычи нефти и газа. Своим процветанием судостроительное производство обязано тому, что здесь научились создавать новые суда в рекордно короткие сроки. Примерно один раз в неделю происходит спуск нового судна на воду.
Верфь Драссанас в Барселоне
Драссанас в Барселоне – верфь которая была построена в XIV веке и сохранилась до наших дней. Туристы могут посмотреть как создавались знаменитые испанские каравеллы и галеры.
Именно на верфи в Драссанасе спускались на воду галеры, которые проходили службу и участвовали в завоевании Туниса и в сражении при Лепанто.
Сейчас на верфи располагается Музей Мореплавания, где показаны средневековые навигационные приборы, документальные свидетельства открытия Америки, макеты каравелл и галер, карты, личные вещи знаменитых мореплавателей и др. Является достопримечательностью в Испании.
Верфь Fairline
Fairline – это известная английская судостроительная компания, которая была постороена в 1967 году
Fairline – это известная английская судостроительная компания, которая была постороена в 1967 году. Верфь находится в маленьком городке Ондл. Fairline строит яхты вместе с дизайн-бюро Бернарда Олесински.
Судна с корпусом Олесински знамениты своей мореходностью. Ко всему эту они являются очень комфортными. Большинство судов, созданных на этой верфи являются лучшими. На всемирных выставках они обходили даже знаменитые яхты корпорации Ferretti.
Соломбальская верфь
Соломбальская верфь — судостроительное предприятие, которая построилась по приказу Петра I на острове Соломбала возле Архангельска осенью 1693 года.
Соломбальская верфь стала цетром морского кораблестроения России. На верфи строились 32-х, 52-х и 74-пушечные корабли с экипажами до 450 человек.
Все корабли вступали в состав Балтийского флота и Северной флотилии. Эта верфь приносила большие доходы и было важной составляющей в экономике России, благодаря своему развитию лесопильного производства, морского судоходства и других промыслов.К 1713 году на ней работали 600 крестьян и посадских людей. Позже на верфи уже работало до 5-6 тысяч человек.
ОАО «Красноярская судостроительная верфь»
Красноярская судостроительная верфь была образована в 1929 году, с 1993 года – акционерное общество. Предприятие расположено на правом берегу Енисея рядом с Транссибирской железной дорогой, с которой связано веткой.
Основная специализация Красноярской судоверфи – строительство самоходного, несамоходного и стоечного флота, плавучих средств различной модификации (понтоны и наплавные понтонные мосты, плавучие причалы и паромы), а так же изготовление изделий судового машиностроения: судовых механизмов, деталей, отдельных фрагментов корпуса или надстройки судна.
Производственные мощности предприятия позволяют производить корпусный ремонт флота, переоборудование судов. Кроме того, судоверфь принимает заказы на механизированную обработку металлов, плазменную нарезку листовой стали и электромонтажные работы.
ОАО «КСВ» осуществляет полный цикл строительства судна, от составления проекта до сдачи его в эксплуатацию. Заказы принимаются из любых регионов. Доставка продукции может производиться в разобранном виде (секциями) как водным, так и железнодорожным транспортом. Совместно с Енисейским пароходством освоена перевозка судов Северным морским путем. Сборка судна происходит в районе указанном заказчиком.
За 80 лет на Красноярской судоверфи было построено более 3 000 судов: мелкосидящие буксиры-толкачи, буксиры-плотоводы, сухогрузные и пассажирские теплоходы, танкеры, сухогрузные и нефтеналивные баржи. Так же Судоверфь имеет опыт в строительстве самоходных судов и корпусов прогулочных яхт.
В последнее время предприятие выполняет в основном заказы на строительство мелкосидящего флота – грузопассажирские теплоходы, классические моторные яхты, сухогрузные и нефтеналивные баржи. Значительный объем заказов составляет изготовление плавучих средств: понтонные мосты, паромы, причалы.
Конструкторы и инженеры верфи совместно с проектировщиками Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Новосибирска ведут активный поиск новых технических решений по созданию эффективных мелкосидящих судов, конкурентоспособных на транспортном рынке России и других стран.
Судостроительный завод «Северная верфь»
«Северная верфь» (первое название — Путиловская) основана 14 ноября 1912 года.
Верфь является одним из ведущих предприятий оборонной промышленности России. За столетнюю историю на верфи построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе ракетные крейсера, корабли противовоздушной обороны, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы, суда типа ро-ро, балкеры, буксиры, суда снабжения, паромы и плавучие доки.
Сегодня в портфеле заказов предприятия – серии фрегатов и корветов, а также суда различного назначения.
Направления деятельности:
- серийное строительство: боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат,эсминец,корабли специального назначения, суда обеспечения ВМФ РФ;
- ремонт и модернизация: боевых надводных кораблей для ВМФ РФ;
- строительство,ремонт,и модернизация боевых надводных кораблей для иностранных ВМС;
- коммерческое судостроение: для внутреннего и внешнего рынков.
Адмиралтейские верфи
Адмиралтейские верфи» — крупнейший судостроительный завод Северо-Запада. Основную продукцию предприятия составляют не атомные подводные лодки. В 2016 году завод передал Черноморскому флоту последнюю, шестую в серии «Варшавянку», после чего получил заказ на шесть аналогичных подлодок для Тихоокеанского флота.
В структуре предприятия – корпусное, сборочно-сварочное, машиностроительное, стапельно-сдаточное и достроечное производства, собственный инженерный центр. В работе каждого подразделения используются современные технологии, применение которых начинается на стадии формирования корпуса судна, и заканчивается его после продажным обслуживанием.
Параллельно завод строит корабли и суда ледового класса. Ежегодная выручка предприятия превышает 40 млрд руб., прибыль не опускается ниже 5 млрд руб. Производственные мощности и оснащение верфи позволяют строить суда дедвейтом до 70 000 тонн, отвечающие международным требованиям.
Северная верфь
ОАО Судостроительный завод “Северная верфь” (в прошлом “Путиловская верфь”) – знаменитая верфь Санкт-Петербурга, которая была построена 14 ноября 1912 года. Ранее называлась “Путиловская верфь” в связи с название одним из акционерных обществ (“Общества Путиловских заводов”). Верфь строила корабли для военно-морского флота Российской империи.
“Северная верфь” была не раз реконструирована. На этой верфи было выпущено около 400 кораблей различного назначения
С 1948 до 1988 года — Завод имени А. А. Жданова. В 1998 году завод одним из первых в Российской Федерации получил лицензии на все виды работ в области строительства, переоборудования, модернизации и утилизации кораблей и судов. “Северная верфь” была не раз реконструирована. На этой верфи было выпущено около 400 кораблей различного назначения.
Кроме этого было выпущено 170 кораблей для ВМФ России и СССР:
- 5 газотурбинных сторожевых кораблей противолодочной обороны проекта 1135;
- 10 больших противолодочных кораблей проекта 1134А;
- 4 больших противолодочных корабля проекта 1134Б;
- 4 больших противолодочных корабля проекта 1155;
- 17 эсминцев проекта 956.