Galeon

История кораблестроения берет свое начало в средних веках. Еще с тех времен люди пытались покорить водную стихию, изведать морские просторы, отправляясь в плавания по морям и океанам. Галеон – парусное судно, изобретенное в XVI веке. Галеон превосходил предшественников лучшими мореходными свойствами, быстротой и маневренностью. Водоизмещение таких судов достигало 500 тонн, что было немыслимым для того времени. В XVI веке началась эпоха галеонов: они стали основой морских флотов у многих народов.

Что такое галеон

Galeon

Галеон – это большое мультипалубное парусное судно, используемое прежде всего европейскими государствами о 16-ого до 18-ого столетия

Галеон – это большое мультипалубное парусное судно, используемое прежде всего европейскими государствами о 16-ого до 18-ого столетия. Термин “галеон” использовался задолго до того, как появился такой тип судна. Термин “галеон” был первоначально применен к определенным типам военных каторжных работ в Средневековье. Понижение бака и удлинение корпуса дали галеонам беспрецедентный уровень стабильности в воде и уменьшили сопротивление ветра на фронте, приводя к более быстрому, более маневренному судну.

В Португалии, галеоны были обычно очень большими судами в течение всего своего времени. Одним из самых больших и самым известным из португальских галеонов был галеон Сан Жоао Баптиста, построенный в 1534 году.
Галеоны были строили из дуба (для киля), сосны (для мачт) и других пород дерева для корпуса и отделки. Корпуса были обычно с обшивкой под гладь.

Расходы, вовлеченные в строительство галеона, были огромны. Сотни опытных торговцев (включая плотников, кузнецов, судомонтажников, и т.д.) работали день и ночь в течение многих месяцев прежде, чем галеон становился мореходным. Наиболее распространенное оружие, используемое на борту галеона, была малая-кулеврина.

Как правильно: галион или галеон

По информации справочно-информационного портала «Русский язык», обсуждаемое слово зафиксировано в написании «галион» во всех словарях, имеющих отношение к морскому делу (например, Морской энциклопедический словарь).

В словаре Даля это слово зафиксировано в написании «галiон» с отсылкой к слову «галера» (и толкуется в этой статье). В толковых словарях это слово не представлено, в том числе и в «Словаре современного русского языка», последний выпуск которого вышел в 1994 году. В БСЭ это слово также не зафиксировано.

В «Новом словаре иностранных слов» (Е.Н. Захаренко, Л.Н. Комарова, И.В. Нечаева) слово отмечено в написаниях «галеон», «галион». В языке-источнике, если таковым считать испанский, galeon (во французском – galion). Орфографический словарь кодифицировал написание «галеон» в соответствии с испанским написанием.

Таким образом, словари пока не дают однозначных рекомендаций в отношении использования этих слов, поэтому допустимо использовать оба варианта: галион и галеон.

Галеон

Galeon

Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке

Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперёд ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов он достигало до 2000 тонн).

Галеоны были более прочными и тяжеловооружёнными судами, были дешевле в постройке чем каракки. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут из сосны. Парусное вооружение состояло из трёх-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние — косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нём относится к 1535 году.
В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперёд, имел украшения и по форме напоминал форштевень галер. Длинный бушприт нёс парус — блинд.

Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклонённого ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

Galeon

Галеоны были более прочными и тяжеловооружёнными судами, были дешевле в постройке чем каракки

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе — завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъёмность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал её прямого удара.

На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки.
Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты.

Вследствии этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов.

Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило до 1000 тонн и более, длина – 50 метров (37 метров по килю), ширина –12 метров. На двух батарейных палубах располагалось 50 — 80 орудий. Со временем размеры и вооружение галеонов росли.

Имея общие конструктивные элементы, галеоны разных стран отличались друг от друга, иногда весьма существенно.

Эпоха галеонов

Никто не знает точно, в каком году началась эпоха галеонов. Просто на базе усовершенствованной версии торговых судов XV века с их изящными обводами и невысокими палубными надстройками, особенно носовой части, появился новый тип кораблей.

Галеон появился в Англии и был создан специально для оснащения новым видом вооружения, то есть, пушками, форма которых диктовала внешний вид парусных судов в течении трёх веков. Были попытки установить пушки на торгово-грузовые суда. Однако это привело к увеличению размеров палубных надстроек, что отрицательно влияло на остойчивость.

Решением, позволившим использовать орудия на кораблях, стали боковые орудийные порты, которые были введены в начале XVI века. Англичанина Джеймса Бейкера посетила простая и блестящая идея поставить пушки на нижней палубе, с тем чтобы дула высовывались из портов, прорезанных в бортах корпуса. Когда порты не использовались, они закрывались крышками на шарнирах.

Первым кораблём, в котором была реализована эта идея Бейкера, стал “Грейт Харри”. Официальное название этого судна было “Henry Grace a Dieu”, оно было построено в 1514 г. и являлось флагманом эскадры Генриха VIII.

Грейт Харри” был гигантом, водоизмещением в 1000 тонн, но конструкция его всё ещё основывалась на принципах средневекового судостроения. Судно было оснащено четырьмя мачтами: фок-мачтой, грот-мачтой, бизань-мачтой и бонавентурой с продольными парусами. Самыми броскими элементами корабля были кормовые и носовые палубные надстройки.

Конструкция галеона

Galeon

Галеон появился в Англии и был создан специально для оснащения новым видом вооружения, то есть, пушками, форма которых диктовала внешний вид парусных судов в течении трёх веков

Корабельное вооружение в целом повторяло вооружение прошлой эпохи. Кроме пушек (122 или 128 по разным источникам), помещённых в бортовых портах, корабль имел ещё и стрелков, для луков которых запасали 1200 тетив и 750 колчанов стрел. Несколько лет спустя, королева Елизавета, унаследовав трон Генриха VIII, поручила казначею королевского флота сэру Джону Хэнкинсу разработать проект нового корабля, основываясь на опыте “Грейт Харри” Бейкера, но без его недостатков. Сэр Джон сделал палубные надстройки ниже, убрал полубак, и таким образом, новая модель получила более длинный и узкий корпус. Классическое соотношение 3:1 было заменено на 4:1.

Такое парусное судно назвали “рейс-билт-шип”. Хэнкинс также ввёл многосекционные мачты, которыми оснащались все последующие парусные суда до наступления эпохи пароходов.
Приёмником Джеймса Бейкера стал Мэтью Бейкер (по-видимому, его сын), первый кого можно по праву считать отцом британского судостроения.

Мэтью Бейкер запечатлел технику кораблестроения своего времени в серии гравюр. Эта гравюра илюстрирует использование “закона” гидродинамики, ко который кораблестроители опирались до середины XIX века. Мореходность судна, считали они, завит от его обтекаемой формы: корпус должен напоминать рыбу с головой трески и хвостом скумбрии.

А его последователь Финеас Петт стал основателем целой династии инженеров-судостроителей, которые в течении двух столетий находились под патронажем английской королевской семьи.

В начале XVII в. Финеас Петт записал: “Я начал строить отличную модель (в те времена было принято представлять модель корабля на суд лордам недавно учреждённого Адмиралтейства) на свой страх и риск, она украшена скульптурой и росписями и стоит на подставке, обитой тафтой. Я представил её первому лорду Адмиралтейства в его резиденции в Уайтхолле”.

Модель Петта отличается от елизаветинских галеонов только размерами: она оказалась почти в 1,5 раза длиннее. Большее водоизмещение позволяло расположить орудия на трёх палубах. Адмиралтейство одобрило новое судно, и в 1610 г. на верфи Вулвич началось строительство “Принс Роял” – четырёхмачтового галеона, отличающегося целым рядом конструкторских новшеств.
Galeon

Модель Петта отличается от елизаветинских галеонов только размерами: она оказалась почти в 1,5 раза длиннее

И хотя в течении XVI в. и Испания, и Франция, и Голландия строили большие парусники, вооружённые пушками, ведущие огонь через бортовые порты, английский галеон отстоял для своей страны титул морской сверхдержавы.

Новшеством стали многосекционные мачты и маленикая вертикальная мачта, которую устанавливали на конце бушприта, нёсшая небольшой прямой парус и шпринтовый марсель. К концу XVII в. с галеонов убрали бонавентуры.
В XVI в. многие станы стали перенимать новшества английского флота. В тот период Франция не имела кораблей, способных соперничать с английским галеоном, и в 1624 г. кардинал Ришелье заказал пять кораблей в голландии. Это были усовершенствованные суда с тремя палубами, тремя мачтами, шпринтовом на бушприте и прямым бизань-марселем.

Шведы применили эту конструкцию в кораблестроении на много позже, первым усовершенствованным шведским судном стал “Ваза”.
Однако Англия оставалась законодательницей мод в кораблестроении. В 1637 году Финеас Петт построил “Властелина морей” длиной по килю 38 м, шириной почти 14 м и осадкой около 6м. Это судно опередило своё время по крайней мере на сто лет.

Вооружение галеона

На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки.
Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило до 1000 тонн и более, длина 50 метров (37 метров по килю), ширина 12 метров.

Преимущество артиллерии наглядно показали два морских сражения: бой при Лепанто (Коринфский залив) в 1571 году и разгром «Непобедимой армады» в 1588 году, (когда англичане, не допуская абордажа, поражали большие испанские галеоны бopтoвым артиллерийским огнем.

Батарейная палуба

Батарейная палуба — одна из палуб многопалубного корабля, находящаяся под верхней палубой и служащая для размещения орудий среднего калибра и жилых отсеков.

Появление батарейных палуб стало результатом того, что в 1500 году французский корабел де Шарж изобрел запирающийся пушечный порт, что позволило размещать орудия на закрытых палубах для стрельбы через порты (амбразуры).

Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты.

Вследствие этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. На двух батарейных палубах располагалось 50 — 80 орудий. Со временем размеры и вооружение галеонов росли.

Галеоны разных стран

Испанские галеоны

Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный двухпалубный корабль XVI—XVII веков с высокой кормой. Длина 40 метров, ширина — 16. Вооружение 50—80 орудий. Экипаж состоял из 600 матросов и солдат.

В 1525 году при «инвентаризации» испанского флота в его составе насчитывалось уже двадцать пять галеонов, которые относились к военным кораблям, а не торгово-купеческим. К последним относились маленькие и легкие каравеллы, используемые для исследовательских целей, и громоздкие купеческие нао, используемые для международной торговли.

Процесс строительства галеонов был регламентирован инструкциями Мадридского двора. Каждый аспект проекта, выбора материалов и собственно строительства был жестко определен — от угла наклона ахтерштевня до промежутка времени, в течение которого находился в пути от места заготовки до верфи корабельный лес.

Galeon

Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный двухпалубный корабль XVI—XVII веков с высокой кормой

До конца XVI столетия кораблестроение было основано на личном опыте, глазомере и интуиции. После 1580 года были определены первые эмпирическо-математические принципы кораблестроения, и судостроителей обязали придерживаться их. Основополагающим для строительства галеона стало измерение длины кильбалки. В зависимости от ее размеров уже устанавливалось количество шпангоутов, кривизна и изгиб корпуса, толщина палуб и наружной обшивки и т.д. В крепеже корпуса стали использоваться железные конструкции.

В XVI веке Испания имела два главных кораблестроительных центра — верфи Ла-Коруни на севере Страны Басков и верфи в Кадише и Севилье на южном побережье Андалузии.

После 1610 года испанцы получили возможность строить галеоны в Новом Свете — на верфях Гаваны, где в первой по ловине XVII века и была построена большая часть галеонов. Также корабли такого класса могли строиться и на верфях Картахены, но они в основном использовались для ремонта и строительства мелких кораблей.
Лучшими стапелями обладали верфи в Бильбао, xoтя использовавшаяся там древесина из дуба уступала превосходному красному дереву, который применялся на кубинских верфях.

Галеонами был укомплектован английский флот, разгромивший испанскую Непобедимую армаду в 1588. Имелись они и в самой Армаде. Галеоны служили для перевозки грузов (в том числе золота) из испанских колоний в метрополию. Галеоны обладали низкой манёвренностью и часто являлись объектом нападения пиратов.

Английские галеоны

Galeon

В период правления Елизаветы I галеоны имели относительно небольшие размеры

В XVII веке центр кораблестроения переместился в Англию. На английских верфях строились самые прочные и надёжные суда. Именно внедрение передовых технологий в кораблестроении позволило будущей Британской империи стать сильнейшей морской державой современности.

В предыдущем столетии на развитие английских галеонов оказывали сильное внимание венецианские мастера-корабелы. Соотношение длины киля и максимальной ширины корпуса тогда составляло от 2.5:1 до 3:1.

В период правления Елизаветы I галеоны имели относительно небольшие размеры. Максимальная ширина галеона составляла 10 метров, глубина трюма – 4 метра, грузоподъёмность около 385 тонн при водоизмещении 480 тонн, масса вооружения на борту – примерно 35 тонн. Экипаж такого галеона составлял 250 человек.

Каждое государство разрабатывало собственный регламент размеров и пропорций в кораблестроении. Если для купеческих судов важнейшим моментом являлась высокая грузоподъёмность, то для военных кораблей приоритетными были высокая скорость и хорошая маневренность, что было сложно совместить с требованиями повышения огневой мощи.

Военные галеоны англичан сильно отличались от торговых испанских. Британцы, поняв ценность идеи корабела из Бреста де Шаржа, стали вырезать в бортах отверстия для стволов пушек – пушечные порты. На своих галеонах они значительно понизили кормовую надстройку и уменьшили высоту борта.

Закат эры галеонов

конце XVI — начале XVII века наметились две генеральные линии развития галеонов — англо-датская и испано-портутальская. Галеоны северной Европы были более быстроходны и лучше подходили для артиллерийского сражения. Корабли южной Европы продолжали нести архаичные башеноподобные структуры в носовой части корабля — это объяснялось традиционным предпочтением испанцев к абордажной схватке. Взаимное соперничество продолжалось до 30-х годов XVII века, после чего преимущество англо-голландской системы стало неоспоримым.

Самым известным галеоном стал английский корсарский корабль Френсиса Дрейка «Золотая лань». Френсис Дрейк – корсар, мореплаватель, вице-адмирал английского флота. Вторым после Магеллана и первым среди англичан совершил кругосветное плавание в 1577—1580 гг., в ходе которого он беспощадно грабил испанские колонии и торговые суда.

И именно с беспримерной «кругосветкой» Дрейка связано начало заката испанской Империи, потому что безнаказанный вояж Дрейка спровоцировал принятие Испанией решения о вторжении на Острова и подготовке Непобедимой Армады. Гибель Армады повлекла с собой и угасание империи. Империи, созданной галеонами.

В середине XVII века три ведущие морские державы – Англия, Франция и Голландия – начали активное строительство трёхпалубных тяжеловооружённых галеонов. Постепенно на смену традиционным галеонам пришли линейные корабли и фрегаты, которые и стали основой военных флотов до второй половины XIX века.
Galeon

Ярким примером противоречия между быстроходностью и наращиванием вооружения служит судьба знаменитого английского галеона «Sovereign of Seas»(«Владыка морей»), спроектированного корабелами династии Питт

Ярким примером противоречия между быстроходностью и наращиванием вооружения служит судьба знаменитого английского галеона «Sovereign of Seas»(«Владыка морей»), спроектированного корабелами династии Питт. Решение о строительстве корабля было принято в августе 1634 г. по инициативе короля Англии Карла I.

Корабль был спущен со стапеля 13 октября 1637 г. Галеон «Sovereign of Seas» был наиболее экстравагантно украшенным военным кораблем в Королевском флоте, с позолоченной резьбой на черном фоне, сделанной Джоном и Матиасом Кристмасами. Его создание стало началом периода сверхмощных военных кораблей. Хотя он был прекрасно вооружён, но был трудноуправляемым и не мог развить высокую скорость. В результате его пришлось подвергнуть полной перестройке, превратив в один из первых в истории флота линейных кораблей.

Большое влияние на развитие кораблестроения в XVII веке оказала Франция – этот извечный соперник Великобритании за мировое господство на суше и на море. Когда в 1624 году Ришелье пришёл к власти, он занялся улучшением некогда мощного французского флота, находившегося в плачевном состоянии. Он заказал в Голландии пять кораблей, положивших начало большому флоту. Предшественником крупных 2000-тонных кораблей, которые вскоре начала строить Франция, надеясь вырвать у своих противников господство на море, стал крупный и быстроходный корабль «Courronne»(«Корона»).
«Courronne» — первый парусный линейный корабль французского флота. Корабль был заложен на верфи Ла-Роше Бернар в 1629 гг. по личной инициативе и при непосредственном участии кардинала Ришелье. Постройка галеона «Courronne» завершилась в 1633 г.

В пику английскому «Sovereign of Seas» французское военно-морское ведомство построило трехпалубный корабль «Soleil-Royal» («Королевское Солнце»). Хотя «Soleil-Royal» был меньших размеров и имел меньшую площадь парусов, чем «Sovereign of Seas».

Строителем парусника был корабельный мастер Лоран Хубак. Корабль был спущен на воду в 1669 году и вошёл в состав французского флота. «Soleil-Royal» был хорошим парусником, художественное оформление его корпуса считалось одним из самых красивых и сложных из всех причудливых флагманских кораблей. Гальюнная (носовая) корабельная фигура в виде «солнца» была выбрана по настоянию Людовика XIV, как его личный символ.

Это был первый трехпалубный корабль, построенный на основе технических правил, изданных французским Адмиралтейством и касавшихся строительства и оснащения военных судов.

Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили свое место более современным судам с полным парусным вооружением.

Оцените статью
YachtInform
Добавить комментарий

Adblock
detector