Спинакер

Спинакер – парус, который помогает яхтсменам, тем кто участвует в парусных гонках, развивать большую скорость, используются как дополнительные. Нельзя что бы парус “оставался без ветра”, в этом одна из главных сложностей, не простая задача постоянно следить и поправлять парус. Есть множество разновидностей спинакера, которые отличаются по крою и ткани, в данной статье мы рассмотрим основную информацию о таком парусе.

Спинакер

Спинакер

Спианакер (англ. spinnaker) — тип паруса, предназначенный для использования на полных курсах, от галфвинда до фордевинда. На яхте используется как дополнительный, в большинстве случаев при поднятом спинакере убирают стаксель. Парус изготовляется из легкой ткани, имеет выпуклую форму и по принципу действия сходен с парашютом.

  • Управление спинакером

Управление спинакером, а также яхтой, при поднятом спинакере представляет определённую трудность, и является признаком мастерства яхтсмена.

  • Постановка

Постановка спинакера осуществляется из парусного мешка — кисы́ или специально выделенного под парус пространства, расположенного на баке лодки. Фал и брасы закрепляют на соответствующих углах паруса, устанавливают спинакер-рей. Резко выбирают фал, контролируя положение шкотовых углов с помощью браса и реи, заставляют спинакер раскрыться и наполниться ветром. Неправильное подсоединение брасов к шкотовым углам при подъёме ведёт к скручиванию спинакера.

  • Основные элементы управления.

Управление спинакером заключается в том, чтобы парус не обезветривался. Управление осуществляется регулировкой положения спинакер-рея и брасов. Оптимальным положением является расположение двух нижних углов спинакера на одном уровне, при максимальном выносе наветреннего браса. Неправильная работа со спинакером или тяжелые погодные условия могут привести яхту к брочингу.

  • Уборка

Снятие спинакера не всегда является простой процедурой, особенно при сильном ветре. Основным правилом при снятии спинакера является его обезветривание, для этого, например, парус прикрывают гротом. Обезветренный спинакер обвисает, и в этом случае возможна его быстрая уборка в штатное место, и по необходимости правильная укладка в кису.

Спинакер

По виду покроя спинакеры различают:

  • с радиальным покроем
  • с горизонтальным покроем
  • со смешанным радиально-горизонтальным покроем
  • со звёздным покроем
  • с три-радиальным покроем

Прежде чем выяснить, что такое спинакер, где устанавливают его и зачем он нужен, обратимся к определениям.

Спинакерами укомплектовываются многие яхты, особенно гоночные крейсерские. Их использование на парусных регатах украшает соревнования и придает им зрелищности, поскольку это красивый, большой и привлекающий взгляды зрителей парус. Недаром именно на нем обычно размещают рекламные материалы.

Спинакер где устанавливают?

Спинакер

Этот легкий парус дает хороший эффект на полных курсах от фордевинда до галфвинда. При выходе из мест стоянки обычно используют только основные паруса — грот и стаксель. Спинакер же ставят в большинстве случаев на ходу яхты для достижения максимальной скорости при переходе с острого на полный курс или уже при следовании полным курсом. Площадь этого паруса сравнима или превышает обмерную площадь штатных парусов яхты. Поэтому и благодаря жестким условиям его постановки на полном ходу постановка спинакера – дело рискованное. Недаром матрос, участвующий в данном процессе, должен быть одет в спасательный жилет и быть обвязан страховочным концом.

Подготовка спинакера к постановке

Спинакер

Для успешной постановки спинакера необходимо тщательно подготовить его путем укладки специальным образом в заранее приготовленный жесткий мешок из непромокаемой ткани, приспособленный пакет-короб или пластиковое ведро. Существует два основных способа укладки. При первом способе ее начинают с середины нижней части паруса таким образом, чтобы из упаковки торчали сначала нижние его углы, а сверху его фаловый угол. Матрос, устанавливающий спинакер, должен не ошибиться при разборке углов и правильно заложить фал и брасы.

Правильно уложенный в упаковку парус спинакер ставится легко и без задержек. При втором способе разложенный спинакер постепенно собирают к центральному шву аккуратными вертикальными складками в длинную колбаску, которую потом укладывают змейкой в пакет по размеру упаковки. Этот пакет укладывают в мешок, оставляя торчащими два нижних угла и сверху один верхний угол. Лучше перевязать пакет тонкой, но прочной ниткой, под которую закладывают линь. После подъема спинакера в свернутом виде за фаловый угол тянут за линь, он разрывает нитку – и парус раскрывается, наполняясь ветром.

Другой способ

Есть и более удобный способ установить спинакер. Где устанавливают его в этом варианте? Ответ: от вант. Для килевых яхт спинакер ставят у подветренных вант, для швертботов — в пространстве между наветренными вантами и мачтой. При этом наличие матроса на баке требуется только для установки спинакер-гика. Да и эту операцию часто можно выполнить заранее. Удобство при этом способе заключается в том, что раннему раскрыванию дополнительного паруса препятствует прикрывающий его грот.

Хождение под спинакером

Спинакер

Невозможно до конца выяснить вопрос, что такое спинакер на яхте, без уяснения, как его носить. А это довольно сложная задача. Необходимо постоянно регулировать шкот и брас этого паруса, то выбирая, то потравливая их, чтобы он был наполнен ветром. Следуя курсом фордевинд, необходимо как можно сильнее травить шкот и выбирать брас так, чтобы спинакер-гик был направлен практически по одной линии с направлением грота-гика. В таком положении спинакер выходит из-за грота и лучше работает. Признаком хорошей работы паруса является то, что он уходит далеко вперед и становится пузатым. В таком положении яхта набирает хорошую скорость.

Признаком того, что выбирать брас больше нельзя, является заваливание наветренной шкаторины спинакера и ухудшение его пузатости. С другой стороны, если перебран шкот, то подветренный край паруса слишком близко подходит к гроту, стекающий с него воздух мешает работе грота, который заполаскивается, что вынуждает подбирать гика-шкот. В результате скорость яхты снижается.

Смена галса

Спинакер

Когда ветер слабый, спинакер на курсе фордевинд может не заполняться ветром и не стоять. В этих случаях желательно поменять галс. Если и это не заставляет парус работать, то следует взять курс бакштаг. Путь яхты удлиняется, но выигрыш возможен за счет увеличения скорости яхты, поскольку на этом курсе спинакер меньше загораживается гротом и работает даже на слабом ветре. На курсе бакштаг регулировкой браса и шкота устанавливают спинакер-гик в положение, промежуточное между наветренным вантом и штагом. Смену галса при несении спинакера проводят методом фордевинд.

Спинакер

При этом необходимы четкие согласованные действия почти всей команды – рулевого и матросов, управляющих спинакером и гротом. В этом случае удается сменить галс без рывков, не теряя наполненности ветром спинакера и, следовательно, без потери скорости. Но такой результат достижим только путем многократных тренировок членов команды под руководством опытного шкипера. Смену галса оверштаг при несении спинакера не производят.

Снятие спинакера

Спинакер

При необходимости поменять курс круче бакштаг, а это при проведении соревнований бывает часто, приходится спинакер убирать. Это непростая операция, особенно при сильном ветре. Парус убирают прямо в кокпит, быстро потравливая спинакер-фал, при этом один матрос со средствами страховки должен убирать мякоть паруса, не давая ему вновь наполниться ветром. Если матрос не будет поспевать за скоростью протравливания фала, то парус упадет в воду. При этом возможен его порыв, или он утонет. Поднятие паруса на палубу необходимо выполнять только за один угол и быстро. Иначе он будет действовать как плавучий якорь и скорость яхты упадет.

Разновидности спинакеров

Спинакер

В яхтенной практике встречается много различных типов этого паруса, отличающихся формой, покроем, площадью и другими признаками. Для одной и той же яхты используют разные спинакеры при разной силе ветра. При слабом ветре применяют наиболее пузатый парус с большой площадью. В штормовую погоду можно использовать специальный штормовой спинакер, наиболее плоский и наименьший по площади. Так же более плоский и меньшего размера парус применяют на курсах галфвинд, поскольку в этом случае обычный спинакер мешает работе грота и тормозит, цепляя нижней шкаториной за волны.

Похожий парус

Спинакер

Наряду с означенным на яхтах применяют и другие дополнительные паруса. Похожими по назначению являются генакер и спинакер. Генакер – это парус несимметричной формы, средний по размеру между парусами генуя и спинакер. Кстати, название «генакер» и произошло от сочетания этих двух слов. По сравнению со спинакером генакер имеет ряд преимуществ.

  • Во-первых, он приводит к меньшему крену яхты при той же тяге (кроме курса фордевинд).
  • Во-вторых, при несении генакера существенно легче и безопаснее управлять яхтой в критических ситуациях и на поворотах.
  • В-третьих, этот парус можно использовать в более широком спектре курсов, чем спинакер. Недостатком является то, что при использовании генакера при слабом ветре на курсе фордевинд лодка идет хуже, чем под спинакером.

Брасы и спинакер

Спинакер

Ситуация, при которой спинакер беспомощным флюгером развевается на фале, а выхлестнувшиеся брасы трепещут вне досягаемости за бортом, хоть и редко, но случается, особенно в сильный ветер. Забыли завязать «восьмерки», нечетко сработал шкотовый… Вернуть парус на бак и сохранить его невредимым в подобной ситуации бывает чрезвычайно сложно. А между тем неприятностей можно избежать, если сделать брасы из одного троса — неразрезанными. Такой «круговой» брас никогда не выхлестывается, даже если снасть вырвет из рук, упрощается смена спинакера на остром курсе.

Швартовное устройство

Спинакер

Кстати, при смене спинакера этой работой у нас занимаются трое. Матрос в рубке готовит заранее уложенный в кису спинакер: три угла паруса, помеченные надписями «фал», «правый», «левый», торчат из кисы. Этим гарантируется, что регистрационный номер на парусе окажется на его наружной стороне. Кису предварительно привязываем штертом за педаль помпы, стойку камбуза и т. п., чтобы она не улетела при постановке. Второй матрос берет в руки брас и шкот (брасоловку нужно временно отстегнуть), снимает со стопоров. Рулевой в одну руку берет спинакер-фал, расправляет бухту. Первый матрос, высовываясь наполовину из люка, берет в одну руку спинакер-шкот на участке от шкотового угла до обводной кипы на фальшборте, другой — открывает эксцентриковый стопор спинакер-фала.

Спинакер

По команде рулевого шкотовый быстро отпускает брас, первый матрос за шкот затягивает обезветренный спинакер под грота-гиком к себе в рубку, рулевой вытравливает (не бросает!) фал, пока весь парус и три конца — брасы и фал не будут в рубке. Теперь перестегивают карабины на приготовленный спинакер и вновь выбирают фал. Шкотовый наполняет парус ветром, работая на брасах.

Стопорный двухшкивный блок гика-шкота

После нескольких тренировок сменить спинакер таким методом нетрудно даже вдвоем. Мы неоднократно убеждались в том, что привычка задирать весь спинакер как можно выше или делать то же самое с ноком спинакер-гика ничем не оправдана. Таким образом можно «уменьшить водоизмещение» (по Э. Твайнэйму) легкого гоночного швертбота, но никак не крейсерской яхты. Попытки закрепить обводные блоки брасов в самом широком месте яхты или только на корме можно признать теоретически верными лишь для идеально скроенного паруса и определенного курса относительно ветра.

Спинакер

На своей яхте мы крепим обводные стопорные блоки брасов в районе стойки кормового релинга, а еще одну пару простых обводных блоков с карабином или скобой переставляем по перфорации фальшборта в зависимости от курса и паруса (на «РТ» — три спинакера — два радиально-горизонтального покроя и один штормовой, три-радиальный). Немного поэкспериментировав с каждым из спинакеров на разных курсах относительно ветра, нетрудно найти места для установки обводных блоков и даже пометить их. Впрочем, паруса вытягиваются со временем и положение меток изменится.

Оцените статью
YachtInform
Добавить комментарий

Adblock
detector