Парусный катамаран Альбатрос производился в СССР, и до сих пор остается одним из самых простых видов судов, при этом вполне комфортным и безопасным при соблюдении всех норм. Любители отыха на воде оценят простоту и незателивость этого катамарана, который и сейчас популярен в нашей стране.
Парусный катамаран Альбатрос
Производился в СССР в 80-е годы XX века. По простоте конструкции, легкости монтажа и приспособленности к перевозке аналогов такому судну просто не было. При существующем тогда информационном пространстве скорость распространения данных о катамаране Альбатрос была низкая, круг интересантов был ограничен подписчиками тематических журналов. Поэтому количество изготовленных и реализованных экземпляров катамарана Альбатрос, скорость которого при движении по воде под парусом достигала 7 км/ч при несильном ветре, было весьма невелико, несмотря на огромную армию туристов-энтузиастов отдыха на воде.
Простота конструкции судна
Данное плавсредство состоит из двух поплавков длиной 4,5 метра и диаметром 45 см, скрепленных между собой дюралевыми штангами на расстоянии 2 м. Поплавки изготовлены из прочной прорезиненной ткани, состоят они из 3 секций с отдельными клапанами для закачки воздуха. Прочность конструкции обеспечена пятью поперечинами и фиксирующей продольной трубой из дюралюминия. В середине сделана жесткая площадка для размещения багажа и самих путешественников, обустройство которой является делом вкуса и возможностей хозяина.
Площадка снабжена защитным чехлом для защиты от попадания воды и возможности на ночь превратить катамаран Альбатрос в место комфортного отдыха. Это судно для движения в штиль со скоростью до 3 км/ч оснащено веслами, наличие которых отражено даже в инструкции по сборке. Высота мачты составляет 6 м, площадь паруса из лавсана примерно равна 5,5 кв. м., осадка при поднятом руле и шверцах всего 14 см, а при опущенных органах управления 83 см, что позволяет пройти любыми протоками и речками. Вес этого чуда под названием катамаран Альбатрос в сборе составляет всего 60 кг. Собрать его можно в одиночку за 40 минут прочитав лишь инструкцию по сборке. А разборка и упаковка занимают еще меньше времени. Для романтиков всех времен такой катамаран мог быть только мечтой, сейчас его можно найти и приобрести за небольшую цену у потомков, посвященных энтузиастов конца XX века.
История создания
Эксплуатируя такой водный транспорт, можно определенно понять, что придуман и сконструирован катамаран Альбатрос мог быть только опытными туристами, которые понимали из своего опыта необходимость соблюдения условий простоты и прочности в конструкции.
На деле это было действительно так. Данное средство передвижения по воде прошло серьезные испытания в экстремальных условиях как подмосковной осени, так и зимнего юга, когда шквалистый ветер гонял его по водохранилищу и глади Черного моря. Испытатели меняли загрузку, площадь паруса, пробивали секции поплавков, переворачивали судно. Но всегда добирались до берега. Поразительная живучесть катамарана Альбатрос множит число его поклонников до сих пор, по прошествии 40 лет со дня создания.
Испытатели отдельно отметили плавность и упругость хода катамарана при волне высотой около метра, суда с твердой оболочкой обычно очень чувствительны к ударам волны такой высоты, комфорт путешествия на них несоизмеримо ниже. Для хождения по водной глади в штиль это судно оборудуется подвесным мотором. А во время испытаний это был двухсильный «Салют» советского производства. Сегодня выбор моторов гораздо шире, любой «японец» с такой же мощностью на стакане бензина или заряженном аккумуляторе мягко и с комфортом дойдет до любой точки на карте. Катамаран Альбатрос, скорость которого с таким мотором до 8 км/ч, не имеет альтернатив по комфорту и затратности путешествия.
Цена
Вопрос приобретения и владения таким судном актуален для любого транспортного средства, независимо от среды обитания и передвижения. В советское время катамаран Альбатрос стоил существенные 450 руб., что сравнимо с ценой самого доступного мотоцикла того времени под маркой «Минск». Сегодня пройдясь по просторам интернета, можно найти такой катамаран за 30 тыс. руб., что почти ничего, но состояние плавсредства в таком варианте будет вызывать опасения.
Обычная цена, которая является типичной для подобного товара, составляет 65-70 тыс. руб.
При этом можно получить рекомендации по эксплуатации и советы по содержанию, так как продают за такие деньги катамаран обычно люди, которые уже отплавали свое. Отдельный вопрос по цене навесного мотора, но здесь такой широкий разброс по маркам и характеристикам, что это тема отдельной статьи. Современные аналоги катамарана Альбатрос обойдутся почти в десять раз дороже, ведь ценник на них установлен от 500 тыс. руб. Но для энтузиастов это обычно дорого, а избалованные комфортом туристы предпочтут подкопить и приобрести нечто классом повыше. Романтика водных просторов сегодня не ограничивается костром и палаткой между переходами, требования к обустройству возросли, значит и способы достижения результата стоят дороже.
“Верфь Успенских”
Верфь Успенских – старейший производитель разборных парусных катамаранов в России. В настоящее время Верфь Успенских производит и реализует разборные парусные катамараны с площадью парусов 10, 13 и 18 квадратных метров, предназначенных как для семейных походов, так и для участия в соревнованиях. Различаясь конструктивно они похожи непревзойденными ходовыми качествами, надёжностью, элегантностью и продуманностью конструкции, малым весом и простотой сборки. Катамараны Верфи Успенских регулярно завоёвывают призовые места в регатах, на них совершаются походы по крупным озерам, водохранилищам и внутренним морям как России, так и стран СНГ.
Так же “Верфь Успенских” предлагает баллоны к стандартным типам катамаранов, как собственного производства, так и сторонних производителей. Баллоны к катамаранам Ветер, Тайфун, Альбатрос производства “Верфи Успенских” давно зарекомендовали себя как надёжные, быстроходные корпуса, с честью заменяющие старые.
“Верфь Успенских” выпускает баллоны почти 20 типоразмеров. Мы так же предлагаем разработку проекта под Вашу раму. Кроме того, у нас можно заказать палубу для вашего судна, как сплошную, так и изготовленную из уникальной сетки. В магазине “Верфи Успенских” можно заказать, так же, дельные вещи Российских производителей, клей УР-Моно, ткани, клапана и тп.
Испытания
Идея создания на базе уникальных экспериментальных установок Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) стенда для испытаний натурных конструкций парусных яхт родилась и окончательно оформилась в парусном клубе г. Жуковского не случайно. Большинство членов клуба по роду своей деятельности имеет непосредственное отношение к авиации, а следовательно, реально представляет возможности получения достоверной информации об аэродинамике яхты при помощи экспериментальных установок, имеющихся в авиационной промышленности. Так в НИО-1 ЦАГИ появился стенд для испытаний натурных парусных судов, а первые эксперименты на этом стенде были проведены на катамаране «Альбатрос».
В нашем распоряжении была аэродинамическая труба Т-101, которая является самой крупной в Европе, используемой для испытания летательных аппаратов в «дозвуковом» диапазоне скоростей от 0 до 50 м/с. Открытая рабочая часть, где размещается объект испытаний, характеризуется следующими размерами; сопло трубы имеет форму эллипса с осями 24 и 14 м; расстояние между соплом и диффузором — 24 м. Здесь без труда разместится яхта длиной 8—10 м при высоте мачты 10—12 м. Если же размеры яхты превышают габариты рабочей части, возможно, в принципе, использовать один из двух обратных каналов трубы с поперечным сечением 25—30 м, где скорость потока примерно вдвое ниже, по сравнению с рабочей частью трубы.
Аэродинамическая труба оснащена шестикомпонентными весами, позволяющими измерять три компонента силы, действующей на испытываемый объект, и одновременно определять их моменты относительно трех взаимно-перпендикулярных направлений. Эти весы установлены в кабине, которая может вращаться относительно вертикальной оси на 360°. Весы с погрешностью 0,5% позволяют измерять силу сопротивления до 2500 кгс, а боковую силу до 2000 кгс. Многоканальная информационная система обеспечивает сбор данных на магнитные носители с последующей передачей для обработки на ЭВМ. Кроме того, имеется возможность в процессе испытаний производить кино- или видеосъемку с различных ракурсов.
При проектировании стенда для испытаний парусных судов требовалось обеспечить имитацию водной поверхности, исключить влияние на аэродинамические характеристики частей яхты, находящихся ниже ватерлинии, и гарантировать получение кондиционных данных при любом (от 0 до 360°) расположении яхты относительно набегающего потока. Кроме того, была предусмотрена определенная система мер безопасности, позволяющая экипажу находиться на борту судна в процессе испытаний.
В качестве объекта испытаний было решено использовать серийно выпускаемый разборный катамаран «Альбатрос», который является одним из самых многочисленных типов туристских судов в г. Жуковском. В частности, нам хотелось оценить эффективность и целесообразность модификаций, которые были осуществлены членами клуба. Катамаран «Альбатрос» вооружен шлюпом с гротом типа «Стриж», общей площадью парусов 7,4 м2. На нашем катамаране стаксель вставлялся в ликпаз штаг-пирса и поднимался на 25— 30 см выше штатного положения. Грот не имел тросовых булиней по задней и нижней шкаторинам, а самодельный гик с несколько измененным профилем изгиба был оснащен топенантом, позволяющим изменять угол установки его в вертикальной плоскости.
При подготовке к испытаниям на гроте параллельно передней шкаторине были нашиты несколько рядов темных «колдунчиков», позволяющих наблюдать за характером обтекания паруса и идентифицировать момент и место отрыва потока. В штаг, наветренную ванту и гика-шкот были вставлены тензокольца для измерения нагрузок на соответствующую часть такелажа. Шкоты были заменены нетянущимися тросами с маркировкой, позволяющей обозначить углы установки грота или стакселя в процессе эксперимента.
Испытания проводились на левом галсе при различных скоростях набегающего потока. Направление вымпельного ветра (угол между осями трубы и катамарана) изменялось в интервале 25—180°, экипаж состоял из двух человек и располагался в кокпите. Поскольку основной целью испытаний были проверка работоспособности стенда и отладка методики испытаний яхт, задача моделирования ветрового профиля потока не ставилась и скорость набегающего потока была однородной по всей его площади. Катамаран устанавливался на стенде с нулевым креном и дифферентом. Исследовались различные комбинации парусного вооружения (включая штормовое и отсутствие парусов) и варианты установки обвесов кокпита катамарана.
Объем настоящей статьи не позволяет привести результаты исследований в полном объеме — подробную информацию можно получить у спонсора настоящей работы — НПО «Аэродинамика» (140160, г. Жуковский, ул. Фруизе. 23). Здесь приводятся характерные с нашей точки зрения графики, позволяющие представить возможности созданного стенда, оценить величину сил и моментов, действующих на катамаран в различных ситуациях. Результаты испытаний представлены в связанной с катамараном системе координат, начало которой находится у степса мачты, ось X направлена в корму, ось У — вверх по мачте, а ось Z — в сторону правого борта. Вращающий момент относительно соответствующей оси считается положительным в случаях, когда вращение направлено против часовой стрелки, если смотреть вдоль выбранной оси в начало координат.
Безразмерные коэффициенты сил (Сx, Сy, Сz) и моменты (Mx, My, Mz) вычислялись по общепринятым в аэродинамике зависимостям:
где Fx,y,z — проекция на ось X, Y или Z силы, действующей на катамаран (Н); ρ — массовая плотность воздуха (кг·с2/м4); v — скорость набегающего потока (м/с); S — характерная площадь (в настоящей статье S=1 м2); Mx,y,z — момент относительно оси X, У или Z (НМ); L — характерная длина (в настоящей статье L=4,6 м для Mx и My и L=1,6 м для Mz).