Тележка-прицеп-лодка – самоходная плавучая дача. Выпускается с 1978 года и получила очень широкое распространение. Получается данное плавсредство не просто для любителей рыбалки и отдыха на воде, а для “водных дачников”. Такой “Дом на воде” идеальное временное место жительства, которое поистине заслуивает внимания, и многие хотели бы себе такой дом.
Лодка-прицеп “Дон”
Серийное производство лодки-прицепа “Дон” было начато в начале 1978 года на Горьковском авиационном заводе имени Серго Орджоникидзе. За первый год удалось выпустить около 500 автоприцепов-плавдач. Минимальные размерения, замена обычной жесткой конструкции надстройки тентом-палаткой и применение дюраля при изготовлении беспалубного корпуса-понтона позволили сделать “Дон” действительно легкой.
Лодка “Дон” хорошо приспособлена для транспортировки в виде тележки-прицепа за легковым автомобилем и имеет исключительно широкий диапазон применения. Это и четырехместный домик, который можно или установить на берегу (скажем, на лесной поляне), или спустить на воду. Это и вполне автономная самоходная плавучая дача — моторная лодка, рассчитанная на движение в режиме глиссирования с подвесным мотором до 30 л. с. Наконец, можно использовать ее носовую часть отдельно — в качестве быстроходной мини-мотолодки для прогулок, выездов на рыбалку, буксировки воднолыжника.
Характеристики
Габаритные размерения, мм: длина ширина высота без тента/с тентом |
В сборе 5060 1800 700/2020 |
Отдельно нос. секция 3020 1750 620 |
Высота борта, мм в носу/корме на миделе |
660 540 |
590/500 – |
Осадка, мм: порожнем, но с мотором и топливом |
130 210 |
130 210 |
Вес корпуса (без съемных частей оборудования), кг | 147 | 67 |
Вес порожнем (без мотора и топлива), кг | 241 | 78 |
Нормальная и допустимая грузоподъемность, кг | 400/500 | 225 |
Скорость с ПМ 30 л.с. (без тента), км/ч: с одним пассажиром с нормальной нагрузкой |
37 30 |
42 38 |
Условия плавания (с опущенным тентом): предельное удаление от берега, км высота волны не более, м скорость ветра не более, м/с |
1.0 0.3 6.0 |
0.5 0.25 6.0 |
Автоприцеп представляет собой легкую одноосную тележку — это кормовая секция плавдачи, поставленная на откинутые вниз колеса и снабженная дышлом. Крышей служит опрокинутая вверх дном —носом назад и закрепленная в этом положении двумя замками патефонного типа носовая секция. Соединение секций на шп. 7,8 сделано шарнирным. Все проемы на передней и задней стенках прицепа закрываются крышками (на замках). Передняя крышка — съемная; в положении “дача” эта крышка используется в качестве стола (на суше) или гидрощитка корпуса (на воде). Задняя крышка, на которой закреплен номерной знак, поворачивается на шарнирах и укладывается в подмоторную нишу.
Возможности и характеристики
При необходимости можно, сняв сиденья и пайолы использовать и одну тележку для хозяйственных нужд. В любом случае полный вес прицепа не должен превышать 1/3 веса буксирующего автомобиля (для “Жигулей” и “Москвичей” — это 300 кг). О нормальном распределении нагрузки дают представление следующие цифры: при весе прицепа 267 кг на колеса приходилось 249 кг и на узел сцепки — 18 кг. Автоприцеп рассчитан на эксплуатацию с легковыми автомобилями любой из имеющихся у нас моделей, кроме “Запорожца”. Подвеска колес — независимая рычажная с пружинно-гидравлическими амортизаторами (63-26ИМЗ задней подвески мотоцикла “М-63” “Урал-2”) обеспечивает мягкий ход и хорошую устойчивость при буксировке. Колеса “обуты” в шины модели В-19А (5.00-10.0); рабочее давление в них должно выдерживаться в пределах 1,3 ± 0,2 кгс/см2. При нахождении плавдачи “Дон” на воде шасси могут быть сняты вообще или зафиксированы в поднятом положении.
Дышло имеет беззазорное сцепное устройство шарового типа; диаметр шара 50 мм.
Автоприцеп оборудован приборами световой сигнализации, включающими задние фонари ФП-227-В и фонари подсветки номерного знака. Световая сигнализация подключается через согласующее устройство к 12- вольтовой электросети постоянного тока автомобиля при помощи штепсельного разъема ПС-300. Кроме того, автоприцеп оборудован передними и задними отражателями света.
Автоприцеп имеет небольшие габариты и вес, широкую колею, малое удельное давление шин, большой дорожный просвет и задний угол свеса, что позволяет полностью использовать динамические качества автомобилей и двигаться по любому рельефу местности, на который они рассчитаны. Автоприцеп может буксироваться по дорогам всех категорий. С целью обеспечения безопасности движения скорость при буксировке не должна превышать 80 км/ч. Во всем диапазоне скоростей прицеп движется за автомобилем-тягачом устойчиво, без виляний и рысканий. Эти качества особенно удобны при съездах к реке или озеру, при движении по лесным дорогам.
Защита и оборудование
Лодка-прицеп “Дон” оборудована рымами-утками, ручками для швартовки и подъема, носовым рымом, черпаком, металлическими непотопляемыми веслами и подуключинами для них. При транспортировке автоприцепа весла укрепляются хомутами на стенке багажника. В положении “дача на плаву” весла укладываются вдоль бортов и крепятся резиновыми амортизаторами. В моторном Отсеке плавдачи и на левой слани носовой секции предусмотрены упоры и ремни крепления топливных баков.
Для защиты от непогоды или от солнца служит тентовое устройство из разборного трубчатого каркаса и полотнища (цветная хлопчатобумажная ткань с водоотталкивающей пропиткой). Тент образует две одинаковые по площади “комнаты”, разделенные “шторой-перегородкой” с проходом. Высота тента позволяет ходить в полный рост. В корме предусмотрен проем для доступа к подвесному мотору. В стенках сделаны большие пленочные окна, защищенные противомоскитной сеткой и шторами, на корме и в обоих бортах имеются дверные проемы. Задняя стенка тента может занимать два положения: либо на задней стенке кокпита (изолируя жилое помещение от моторного отсека), либо на транце.
Использование
Конструкция тентового устройства позволяет легко преобразовывать его в навес без боковин, в тент только над кормовой секцией (с навесом или без него) и т. п. Для установки тента на суше при отделенной носовой секции предусмотрены растяжки со шторами и удлинители стоек. При необходимости тент можно снимать без применения какого-либо инструмента. На передней дуге имеется гнездо для крепления стояночного фонаря. Полотнище крепится к каркасу тесемками, а к корпусу дачи — амортизаторами, кнопками и шнурами. Соединения по стыкам полотнища выполнены на застежках “молния”, пуговицах и кнопках. Полотнища “дверей” в убранном положении удерживаются при помощи матерчатых ремешков с кнопками.
Сняв тент с носовой секции, очень легко превратить ее в открытую веранду. Вдоль бортов установлены жесткие поручни, а в комплекте снабжения лодки имеется непотопляемый трап из трубок легкого сплава (нижняя его часть представляет собой капроновую веревочную лестницу); это облегчает выход из воды во время купания. При использовании лодки “Дон” на воде в качестве 5-метровой глиссирующей мотолодки рекомендуется для облегчения снять все лишнее буксировочное и дачное оборудование (шасси, дышло, колодки, тент, транцевые плиты и т. п.). Нормальная загрузка мотолодки — четыре человека; можно плавать и вшестером, но скорость при этом резко падает — с 30 до 20 км/ч.