Катамаран является, пожалуй, одним из самых распространенных плавательных средств. Управлять катамараном довольно просто, чаще всего для этого не требуется специальных навыков. Из этой статьи вы узнаете, какие типы катамаранов существуют, а также об особенностях катамаранов “Верфь Успенских”.
Парусные катамараны
Своему происхождению катамараны обязаны народам Океании, которые использовали лодки с вынесенным поплавком для обеспечения большей устойчивости на воде, называемые “проа”
Несмотря на то, что конструкция парусных катамаранов (и катамаранов вообще) обладает рядом преимуществ, которых никогда не достичь однокорпусным судам, рост популярности и внимания к ним начался только лишь в конце 20 века. Возможно этот толчок дало их активное участия в парусном спорте, который так популярен “на западе”. Своему происхождению катамараны обязаны народам Океании, которые использовали лодки с вынесенным поплавком для обеспечения большей устойчивости на воде, называемые “проа”. Так же есть информация, что азиатские народы, жившие на побережье Индийского океана использовали для своего перемещения между островами особые плоты, которые назывались “каттумаран”.
Сегодня же парусный катамаран представляет собой двухкорпусное судно, которое соединяется ферменным или палубным мостом, с установленным на нем парусом. Этот соединительный мост и является на катамаране палубой. К неоспоримы преимуществам катамаранов вообще и парусных в частности можно отнести следующее:
- комфорт на борту
- свободное пространство на палубе
- малая осадка
- большой запас хода
- высокая скорость
- безопасность
К комфорту на борту можно отнести то, что пассажиры не испытывают заметной качки, которая свойственна однокорпусным судам аналогичной длинны. Такая устойчивость парусного катамарана достигается за счет длинных и узких поплавков, что в свою очередь значительно снижает сопротивление и увеличивает скорость (катамаран может идти со скоростью более 20 узлов).
Большое свободное пространство даст вам возможность разместить на борту даже несколько семей. И даже при большой загрузке осадка у катамарана не превышает 50 см. и на нем можно будет легко подойти к берегу и спокойно высадиться.
А парус будет двигать судно в тишине и комфорте даже при слабом ветре, без необходимости запуска двигателя, экономя еще к тому же и топливо. И не будем забывать о безопасности. Чем выше осадка судна тем ниже его безопасность, а при своей осадке катамаран свободно пройдет над подводным препятствием или как минимум заденет его по касательной без критических повреждений корпуса. На днище катамарана отсутствуют заметные уступы как у традиционных яхт с их фальшкилем. При надвигающейся непогоде его можно просто вытащить на берег или даже переждать волнение в маленькой, мелководной бухте. Ну и конечно же дополнительный корпус-поплавок дает гораздо больше шансов остаться на плаву.
Хотя сегодня большая часть парусных катамаранов – это спортивные суда, их все больше и больше начинают использовать в качестве туристического транспорта
Увеличения популярности парусных катамаранов также способствует то, что сегодня при их строительстве применяются самые современные композитные материалы, которые обеспечивают высокую прочность корпусу при малом весе. 40-50 лет назад такие материалы были не доступны и катамараны, если и строились, то из древесины и металла, что не давало достаточной прочности и легкости корпусу.
Хотя сегодня большая часть парусных катамаранов – это спортивные суда, их все больше и больше начинают использовать в качестве туристического транспорта. Парусный туризм в мире и у нас в России набирает популярность. Как уже говорилось, их малая осадка дает возможно использовать их практически на любых водоемах. А если обратить внимание на разборные парусные катамараны, то у вас, как у активного туриста, расширяются возможности. Теперь можно устраивать комбинированные пешеходно-водные маршруты по живописным и заповедным местам, куда другие парусники никак не смогут попасть. Добравшись до места и собрав на берегу катамаран, вы сможете насладиться плаванием под парусом по нетронутым водам. Цена на разборные парусные катамараны не сильно кусается и варьируется в пределах от 30 000 до 150 000 руб, в зависимости от размеров, класса, оснащения и т.п.
Парусные круизные катамараны
Прежде всего, парусные круизные катамараны привлекают большой площадью жилого пространства — это настоящие апартаменты на воде
Парусные круизные катамараны набирают все большую популярность. Отследить эту тенденцию можно даже по яхтенным выставкам, где секции многокорпусников растут с каждым годом. Во Франции, откуда родом топовые производители многокорпусников, стали проводить отдельное шоу, посвященное только катамаранам.
Прежде всего, парусные круизные катамараны привлекают большой площадью жилого пространства — это настоящие апартаменты на воде. Кроме того, плюс катамаранов — это разграничение между каютами. Например, владельцы могут занять один корпус, а другой сделать гостевым или детским.
Катамараны обладают большой остойчивостью, перевернуть их тяжело, но теоретические возможно, прежде всего на сильном брочинге через нос. Качка на них переносится легче, чем на однокорпусных парусниках.
Однако за большие площади и комфорт приходится платить — цена катамарана выше, чем у однокорпусника аналогичной длины. Выше также будут цена на стоянку, которую, к тому же, иногда непросто найти из-за габаритов судна.
Кроме того, катамаран практически не ходит остро к ветру (угол хода в бейдевинд около 60 градусов, меньше только у спортивных версий) — таким образом большинство времени придется ходить под мотором.
Эти лодки имеет смысл покупать, если вы планируете ходить много времени по относительно закрытым акваториям, например, между островами. А также жить на яхте длительное время. Хороший вариант для семьи с детьми.
Характеристики и особенности парусных катамаранов
Катамараны, которые принимают участие в регатах весят примерно 100 кг., но опять же все зависит от класса судна
Если более конкретно говорить о весе, то он составляет от 40 до 250 кг. Здесь мы не берем в расчет круизные катамараны, вес которых на порядок больше. Катамараны, которые принимают участие в регатах весят примерно 100 кг., но опять же все зависит от класса судна. Наиболее популярный класс имеет парусность 10 кв.м. Это обычная конструкция из двух поплавков и мостом палубного типа. На катамараны с парусностью более 14 кв.м. уже зачастую устанавливают рубку и борта. Такие суда рассчитаны на длительное плавание и обеспечивают уже другой, более высокий, уровень комфорта. И весят они уже значительно больше 250 кг.
Конструкция большинства катамаранов представляет собой систему “паук”, которая обеспечивает им отличные ходовые характеристики и высокую надежность и общую жесткость всей конструкции. А такие вещи как убирающиеся швартовые и рули не стесняют катамаран глубиной и он может подходить к практически любому берегу и его можно вытащить даже на неподготовленный берег силами двух-трех людей. И это очень важное его преимущество, т.к. если рассматривать катамаран как туристическое судно, то он часто будет использоваться в качестве транспорта и бес проблемная его “парковка” сэкономит вам время и нервы в походе. А если говорить именно о разборных (надувных) катамаранах, то это еще и высокая мобильность.
Сборка/разборка такого судна займет не более 2-х часов, а по размеру весь комплект легко помещается в среднестатистический легковой автомобиль.
Это конечно не надувная лодка, которую может унести собрать и один человек, но на лодке вы не получите такого комфорта и удовольствия.
И даже на небольшом катамаране с парусностью в 10 кв.м. можно выходить в море, чего вы не сможете себе позволить на лодке. Но тут конечно же надо смотреть на погоду. При сильном, штормовом ветре не все большие, моторные яхты снимаются с якоря.
Кто производит и где купить парусный катамаран
В России производством разборных парусных катамаранов занимаются несколько компаний. Это “Тритон”, базирующаяся в Санкт-Петербурге, “Верфь Успенских” в Москве, “Кулик” из Новосибирска. Это самые известные у нас. Есть еще масса небольших кустарных производств, выпускающих катамараны штучно.
Круизные, большие катамараны выпускают фирмы “Art Marine”, “Lagoon”, “Pendennis”, “Smartkat”, “Sunreef yachts”. Вообще круизные катамараны это уже очень высокий уровень комфорта, который сравним с путешествием на больших парусных или моторных яхтах. И постепенно катамараны отвоевывают у яхтенного отдыха себе место под солнцем.
Моторные круизные катамараны
Эра господства прогулочных моторных катамаранов только начинается: пока они редко встречаются в маринах, но с каждым годом их популяция неуклонно растет. Причина очевидна — катамаран обеспечивает несравнимо большую полезную площадь палуб, чем однокорпусная яхта той же длины, и к тому же отличается завидной остойчивостью на волне.
Подобное судно — отличный инструмент для тех людей, у которых не первом месте стоит легкое и привычное управление моторной яхтой, а не романтика паруса. Экономичные и невероятно вместительные двухкорпусные суда подходят не только для короткого отдыха большой компании, но также для длинных кругосветных путешествий, чему есть множество примеров.
Несмотря на сравнительно высокую стоимость швартовки и транспортировки моторных катамаранов, их преимущества в плане мореходности и обитаемости обеспечили большое разнообразие этих лодок. Длина прогулочных катамаранов начинается от 15 футов (подвесные моторы) и доходит до сотни метров, а во многих областях коммерческого судоходства этому типу судов просто нет альтернативы.
Верфь Успенских
В настоящее время Верфь Успенских производит и реализует разборные парусные катамараны с площадью парусов 10, 13 и 18 квадратных метров
Верфь Успенских – старейший производитель разборных парусных катамаранов в России. В настоящее время Верфь Успенских производит и реализует разборные парусные катамараны с площадью парусов 10, 13 и 18 квадратных метров, предназначенных как для семейных походов, так и для участия в соревнованиях. Различаясь конструктивно они похожи непревзойденными ходовыми качествами, надёжностью, элегантностью и продуманностью конструкции, малым весом и простотой сборки. Катамараны Верфи Успенских регулярно завоёвывают призовые места в регатах, на них совершаются походы по крупным озерам, водохранилищам и внутренним морям как России, так и стран СНГ.
Так же “Верфь Успенских” предлагает баллоны к стандартным типам катамаранов, как собственного производства, так и сторонних производителей. Баллоны к катамаранам Ветер, Тайфун, Альбатрос производства “Верфи Успенских” давно зарекомендовали себя как надёжные, быстроходные корпуса, с честью заменяющие старые.
Макси-катамаран «ТОРГОВАЯ СЕТЬ «АЛЫЕ ПАРУСА»
Макси катамаран “ENZA” вошел в мировую историю благодаря легендарному кругосветному проекту новозеландского яхтсмена Сэра Питера Блека. В 1994 году он с командой обошел вокруг света нон-стоп за 74 суток и выиграл «Кубок Жуля Верна» (Jules Vern Trophy) – который на тот момент принадлежал французу Бруно Пейрону – 79 суток.
Макси катамаран “ENZA” вошел в мировую историю благодаря легендарному кругосветному проекту новозеландского яхтсмена Сэра Питера Блека
В 1998 году катамаран купила английская страховая компания «Royal Sun Alliance» и передала его в управление англичанке Трэйси Эдвардс. Известная yachtswoman, с опытом участия в кругосветной гонке “The Whitbread”, предприняла попытку обойти вокруг света нон стоп с женским экипажем, но в Тихом океане, в районе мыса Горн, потеряла мачту и катамаран был отбуксирован в Чили. Там его нашел предприниматель-яхтсмен Тони Буллимор (Англия) и выкупил у страховой компании. В 2000 году Тони Буллимор собрал международный экипаж и принял участие в кругосветной гонке «THE RACE» (регата ознаменовала переход в новое тысячелетие и была организована французским яхтсменом Бруно Пейроном), катамаран участвовал под именем спонсора – «TEAM LEGATO». В международном экипаже был и представитель постсоветского пространства, яхтсмен из Украины – Вячеслав Сысенко (участник кругосветной гонки The Whitbread 1993-94 в составе украинского экипажа на яхте «Гетман Сагайдачный»). Несмотря на ряд технических сложностей, катамаран обогнул земной шар и финишировал в Марселе весной 2001.
В 2003 году инициативная группа: Фёдор Конюхов, Вячеслав Сысенко, Оскар Конюхов и Евгений Змеивец предложила Тони Буллимору организовать трансатлантический проект с российско-британским экипажем, с попыткой установить два рекорда на наиболее популярных трансатлантических маршрутах: Канарские острова – о. Барбадос и Ямайка – Англия (мыс Лизард).
В качестве генерального партнера удалось привлечь компанию «Торговая сеть Алые Паруса». В марте 2003 был установлен рекорд с востока на запад (9 суток), в апреле 2003 рекорд в обратном направлении с запада на восток (16 суток). Оба рекорда ратифицированы Всемирным Парусным Советом WSSRC.
Это был первый опыт управления макси-катамараном для российских яхтсменов. Проект был успешен и дал развитие дальнейшим партнерским отношениям Фёдора Конюхова и компании Торговая сеть Алые Паруса. Март 2003 года – дата основания «Российского Океанского Клуба».
Управление парусным катамараном
Вам кажется, что мало ветра? Устали от больших парусов?
Всему этому есть очень хорошая альтернатива парусные катамараны
Даже в довольно слабый ветер, когда на серфе просто нет никаких шансов заглиссировать,парусный катамаран позволит вам ощутить всю мощь настоящего приключения под парусом!
Парусный катамаран Простор – легендарное парусное разборное судно построенное и специально разработанное для индивидуалов, парусных школ и клубов, – было выпущено в СССР тиражем более 15000 шт ( не каждый корабль похвастается такой серией)!
Катамаран Простор в нашем клубном варианте дополнен специальными современными баллонами, придающие Простору дополнительную устойчивость и остроту движения против ветра – идеально подходит как для начального этапа обучения так и для продвинутого катания.
На парусных катамаранах Простор наши люди ходили по Черному, Белому и … многим другим акваториям.
Два шверта, и два пера рулей придают катамарану легкость и стабильность в управлении. Парусный катамаран рассчитан на экипаж от 2 до 4 человек и позволяет качественно проводить как групповое, так и индивидуальное обучение.
Парусный катамаран Хобби Кэт – потрясающее своей скоростью и красотой спортивное парусное судно ! Но увы уже не для любителй, а для подготовленных спортсменов!
Под руководством опытных инструкторов по парусному спорту, вы сможете сделать свои первые шаги в этом увлекательном виде спорта.
Техника управления парусным катамараном в значительной степени зависит от его типа. Кажущееся ощущение устойчивости и безопасности двухкорпусных катамаранов часто бывает обманчиво. При управлении парусным катамараном на больших скоростях необходимы способность к концентрации внимания и быстрая реакция, поэтому для начинающих яхтсменов катамараны слишком сложны.
Управление парусным катамараном на курсе обычно требует минимальной перекладки руля, но чтобы совершить поворот оверштаг или через фордевинд, необходимо приложить значительное усилие.
Для правильного управления парусным катамараном надо хорошо понимать, чем отличается вымпельный ветер от истинного, так как высокая скорость катамарана способствует увеличению разницы между ними. Паруса должны быть соответствующим образом настроены, чтобы катамаран не потерял скорость и не остановился. Важно правильное положение матроса на катамаране, чтобы удерживать его на ровном киле и предотвращать зарывание носовых оконечностей корпусов в волны.