Лодочный мотор Ветерок 8
Горячая тема дня
0

Тримаран

Время на прочтение статьи = 10 минут

Тримараны считаются «новичками» на просторах водной глади, для любителей отдыха на воде и увлекательных прогулок Тримаран остается загадкой, которая сумела заинтересовать их. В данной статье мы узнаем что такое Тримаран и на примерах разберем его характеристики.

Тримаран

Тримараны

“Легкие” тримараны с надувными поплавками начали строить одновременно и параллельно с аналогичными катамаранами, но им повезло меньше – строят их реже и конструкции их не так подробно разработаны, как у катамаранов. По некоторым показателям тримараны немного уступают катамаранам, по другим немного превосходят их. В частности, тримараны быстроходней катамаранов на всех скоростях, но на них не всегда удобно пользоваться веслами.

Тримараны имеют и несколько принципиальных преимуществ перед катамаранами. Главное из них – в свежую погоду на тримаране рулевой чувствует себя гораздо увереннее, чем на катамаране, так как по поведению подветренного бокового поплавка рулевой может точно судить о том, с какой нагрузкой работает судно, точно определять время, когда пора брать рифы или уходить на берег.

Переворачиваются тримараны гораздо реже катамаранов. Действительно, чтобы тримаран опрокинулся, подветренный поплавок (если его объем меньше водоизмещения судна) должен глубоко уйти в воду, а происходит это не быстро. Экипаж получает время на исправление положения.

При большом крене руль и шверт тримарана не выходят из воды и судно не теряет управляемости, его можно резко привести к ветру и обезветрить паруса. (Этот прием используют на больших тримаранах, когда шкоты заложены на стопора и утки.) Наличие не двух, а трех поплавков повышает живучесть судна при пробое одного из них.

На тримаранах удобней, чем на катамаранах, пользоваться подвесным мотором с обычной длиной дейдвуда – меняя крен тримарана или расстояние мотора от ДП, легко обеспечить оптимальное заглубление гребного винта.

Высокая надежность и безопасность парусных тримаранов делают их привлекательными для начинающих парусников, для опытных туристов, любящих сложные походы, и для любителей путешествовать одним судном, без страховки.

Тримаран “Тиу”

Тримаран
Тримаран «Туи»: 1–перо руля (см. рис. 23-16). 2–баллер руля, Тр.Æ4х4х450, Д16Т. 3–усиливающая втулка продольной балки, Тр. Æ5х2,5х80. 4–кормовая секция продольной балки, Тр.Æ0х1,5х2000. 5–удлинитель румпеля, Тр.Æ0х1х2000. 6–кормовая поперечная балка, Тр.Æ5х1,5х2000. 7–трамплин. 8–шнуровка трамплина. 9–распорка балок, Тр. Æ2х1х1200. 10–ванта, трос стальной Æ-4мм. 11–грот, S=4,5м2. 12–мачта. 13–стойка носового козырька трамплина, Тр.Æ0х1. 14–оттяжка козырька трамплина. 15–штаг, трос стальной Æмм. 16–боковой поплавок. 17–стрингер бокового поплавка, Тр. Æ2х1х2000, Д16Т. 18–шверц. 19–“Л-образная” балка, Тр.Æ6х1,5х2000, Д16Т. 20–стальной тросик Æ передней окантовки трамплина. 21–носовая секция центральной балки, Тр.Æ5х2х2000, Д16Т. 22–дужка стрингеров. 23–носовая секция стрингера центрального поплавка, Тр. Æ2х1х2000. 24–центральный поплавок. Использовано парусное вооружение от тримарана “Стриж-4,5” с “прямой” мачтой и лавсановыми парусами. Опытные экипажи могут использовать грот от “Аргонавта”. Так как этот тримаран короче и уже описанных в §20, то в свежую погоду он требует внимательного откренивания. Для этого трамплин сделан достаточно просторным, позволяющим экипажу свободно перемещаться вдоль и поперек судна. От падения за борт откренивающего матроса страхует подветренная раздвоенная ванта.
  • Основные технические характеристики:
  • Центральный поплавок: длина, диаметр и объем – 4,3 м; – 0,45 м; – 0,52 м
  • Боковые поплавки: длина, диаметр и объем – 2,5 м; – 0,25 м; – 85 дм.
  • Конструктивная ширина – 1,8м
  • Парусность: грот – 4,5м; стаксель – 2,5м
  • Экипаж – 2 человека
  • Время сборки – менее 1 часа
  • Вес в упаковках – 36кг

Тримаран “Дельта”

Основные технические характеристики:

  • Центральный поплавок: длина, диаметр и объем – 4,8 м; – 0,5 м; 10 дм
  • Боковые поплавки: длина, диаметр и объем – 2,8 м; – 0,28 м; –125 дм
  • Конструктивная ширина – 2,8 м
  • Парусность – грот – 5,5м; стаксель – 3 м
  • Экипаж – 2-3 человека
  • Время сборки –1час
  • Вес в упаковках – 45 кг

Если тримаран предназначается для воскресных прогулок и несложных походов с экипажем из 2-х человек, то его треугольный трамплин с брызгоотбойниками в носовой части оставляют открытым. Если трамплин сделать прямоугольным, как у “Тиу”, дополнить его бортовыми и кормовым обвесами и устроить кормовой багажник. Среднюю поперечную балку в этом случае доводят только до распорок балок, чтобы было удобней пользоваться веслами.

Для прохождения узких рек и проток тримаран превращают в узкий гребной плот. Для этого его разоружают, секции поперечных балок вынимают из средних секций, боковые поплавки подтягивают к центральному поплавку и временно крепят штертиками. На стоянках из боковых поплавков быстро делается 1-2- местный плотик для рыбалки.

Тримаран

Эксплуатационные характеристики тримарана не ухудшатся, если центральный поплавок подкрепить не стрингерами, а фермой.

При этом повышение жесткости силовой рамы в продольном направлении не означает, что тримаран можно вооружать настоящим “шлюпом”, т.к. поперечные балки, к которым крепятся ванты, остаются гибкими, что необходимо для нормальной работы боковых поплавков.

Эксплуатационные характеристики

Это легкий 2-местный тримаран предназначенный для воскресных прогулок и несложных походов. Его достоинства – малый вес и удобство в транспортировке, малое время сборки-разборки и возможность эффективно пользоваться веслами. Два человека, сидя по бортам тримарана, гребут веслами типа каное. На кормовую балку можно ставить подвесной 2-сильный мотор.

Тримараны с каркасно-надувными центральными корпусами

На больших тримаранах, предназначенных для сложных походов, центральные поплавки выгоднее делать комбинированной конструкции: подводная часть надувная (при этом сохраняются все преимущества надувных корпусов), надводная часть – каркасная с оболочкой из водонепроницаемой ткани. Каркасом надводной части поплавка является объемная ферма с распорками-шпангоутами. Она обеспечивает прочность и жесткость центрального поплавка и всего тримарана.

Тримаран
1–шпангоут-распорка фермы. 2–оболочка корпуса. 3–надувная камера. 4–палатка на мостике на 3-4 человека. 5–палатка на 2 человека. 6–трамплин. 7–распорка поперечных балок. 8–составная поперечная балка. 9–боковой поплавок.

При таком решении существенно улучшается обитаемость судна.

Экипаж сидит на крыльях моста, свесив ноги в центральный кокпит – это гораздо удобней, чем сидеть на плоском трамплине. Кокпит самоотливной – вся попавшая в него вода самотеком выливается через кормовой шпигат с обратным клапаном.

На ходу в кокпит складывают гермоупаковки со снаряжением. На ночь над кокпитом ставят палатку и устраивают в нем два спальных места, задействуя часть форпика и ахтерпика. Если для спальных мест использовать крылья моста, то в тримаране могут ночевать 3-4 человека.

Первый большой каркасно-надувной тримаран хорошо ходил по Волге, но на Азовском море оказался полностью несостоятельным. Центральный корпус был достаточно высоким Н=0,65м, но имел байдарочную форму с низкими штевнями. На лавировке нос поплавка протыкал крутые волны. Чтобы вода успевала скатываться по палубе, не дойдя до кокпита, приходилось уменьшать скорость. При плавании с попутным волнением и при причаливаниях на прибое волны легко подминали кормовую оконечность центрального корпуса.

Если тримаран предназначен для больших водоемов, надо отходить от привычных байдарочных стандартов.
Тримаран
1–надувная часть поплавка. 2–верхний пояс фермы. 3–мачта. 4–мидельвейс. 5–шпангоут-распорка фермы. 6–тросовые стяжки фермы. 7–штаг. 8–носовая дужка. 9–нижний пояс фермы. 10–верхний пояс фермы. 11– поперечная балка. 12– шнуровка надувной части поплавка.

М.В. Перегудов предложил другую конструкцию центрального поплавка для модульного каркасно-надувного тримарана. Форштевень высокий, привальные брусья расходятся от него сразу на большую ширину, что обеспечивает большой развал бортов в носу и большой объем надводной части поплавка при сохранении острых носовых ватерлиний. Корма транцевая швертботного типа, с максимально возможным объемом надводной части корпуса. (Полезно вспомнить, какую мощную корму имели знаменитые чайные клиперы, рассчитанные на плавания с попутным волнением в “ревущих” сороковых широтах.)

Тримаран Скарабей 22

Тримаран Скарабей 22 (Scarab 22) представляет собой судно общей длиной 6,8 метров (без генакер выстрела) и шириной 5,6 метра. Вес пустого тримарана (в зависимости от комплектации) составляет примерно 550 кг, а водоизмещение с экипажем 950 кг. Площадь парусов: Грот 16.1 м2, стаксель 8.74 м2, генакер 19.4 м2.

Тримаран

Конструкция

Конструктивно тримаран состоит из основного корпуса и поплавков, закрепленных на балках. Основные части яхты выполнены из стеклопластика с применением технологии сэндвич и вакуумной формовки. Для удобства швартовки и транспортировки тримарана по суше, предусмотрены складывающиеся поплавки. 

  1. На суше: Небольшой вес тримарана, а также складывающиеся вдоль корпуса поплавки, позволяют транспортировать его на прицепе за легковым автомобилем. Водителю требуются права категории В. Мачта, в том числе и в поворотном варианте, достаточно просто заваливается и снимается.
  2. На воде: При полной парусности энерговооруженность тримарана составляет 50 м2 на тонну водоизмещения и выше, что в сочетании с выгодной гидродинамической конфигурацией многокорпусника позволяет ему достигать высоких скоростей, свыше 20 узлов.
  • Паруса

Тримаран может иметь три паруса — грот, стаксель и генакер. Грот имеет семь лат и два рифа. Для удобства подъема и спуска паруса грот устанавливается в ликпаз на ползунах. Стаксель поднимается фалом, а спускается ниралом — специальной снастью, пропущенной через соответствующие люверсы на парусе. Применение нирала позволяет очень быстро и надежно спускать парус и прижимать его гармошкой к носовой части корпуса, действуя прямо из кокпита. В стандартных комплектациях от применения закрутки стакселя решено отказаться из-за высокой нагрузки на штаг от парусов большого удлинения. Сделать надежным узел закрутки при этом возможно только применяя дорогостоящие импортные системы, что несколько противоречит концепции проекта.

  • В походе

Тримаран имеет четыре полноценных спальных места, отсеки для установки камбуза и гальюна (предлагаются в некоторых комплектациях). Спальные места могут быть укомплектованы мягкими диванами. В корме предусмотрены рундуки для швартовых принадлежностей, якорного устройства и топлива для подвесного мотора.

  • Комплектации

На сайте rumaran.ru предлагаются четыре стандартные комплектации, исходя из возможных предназначений судна. Все комплектации созданы на единой базе и в большинстве случаев могут быть преобразованы путем установки стандартных комплектующих.

  1. Драйвер — минимальная комплектация для начинающих яхтсменов, также подойдет для клубов и баз отдыха, чартерных компаний. Данная комплектация имеет основные паруса — грот и стаксель, в ней нет иллюминаторов в рубке и некоторых других устройств. Основное предназначение судна в данной комплектации — обучение и дневные прогулки.
  2. Рейнджер — комплектация для любителей крейсерских водных походов. Здесь имеется корпус с иллюминаторами, установлен камбуз, гальюн и ходовые огни. На койках мягкие матрасы. Паруса только основные: грот и стаксель из круизного ламината.
  3. Лидер — комплектация для гонок. Имеет полное парусное вооружение: грот, стаксель и генакер из гоночного ламината. Тримаран снабжен двумя парусными лебедками. Корпус повышенной жесткости не имеет иллюминаторов.
  4. Триумф — Тримаран для опытных яхтсменов, предназначен для прогулок на полной скорости и с необходимым комфортом. Имеет полное парусное вооружение: грот, стаксель и генакер из круизного ламината. Корпус снабжен иллюминаторами, гальюном и камбузом.

Наглядно комплектации представлены в таблице ниже. Актуальную стоимость комплектаций можно найти на сайте rumaran.ru в разделе Конструктор тримарана

Драйвер

Рейнжер

Лидер

Триумф

Основной корпус

+

+

+

+

Иллюминаторы

+

+

Мягкие матрасы

+

Поплавки с системой складывания

+

+

+

+

Мачта со стоячим такелажем стандартная

+

+

Мачта со стоячим такелажем поворотная

+

+

Стандартные дельные вещи и оснастка

+

+

Дельные вещи и оснастка для полной парусности (с геннакером)

+

+

Грот и стаксель из круизного ламината

+

+

+

Генакер из круизного ламината

+

Грот, стаксель и генакер из гоночного ламината

+

Комплект бегучего такелажа

+

+

+

+

Руль и шверт

+

+

+

+

Ходовые огни

+

Камбуз и гальюн

+

+

Источники:

  • http://korabley.net/news/parusnyj_trimaran/2013-11-18-1580
  • http://rumaran.ru/page/parusnyi-trimaran
  • https://build-sailboats.jimdo.com/2015/05/03/парусные-тримараны-типы-и-соотношения-конструктивных-элементов/
  • http://parusa.narod.ru/bib/books/pereg/vmp/part3
Добавить в закладки
1 Звезда2 Звезды 0
Загрузка...
Добавить комментарий