Лодочный мотор Ветерок 8
Горячая тема дня
0

Лебедка для катера

Время на прочтение статьи = 14 минут

Якорная лебедка – механизм с собственным приводом, основное назначение которого — эксплуатация с якорными канатами. Существует множество разновидностей якорных лебедок: вертикальные и горизонтальные, автоматические врезные и автоматические накладные и др. В настоящее время производители предоставляют широкий выбор якорных лебедок, среди которых каждый владелец непременно найдет для себя оптимальный вариант. В следующей статье вы сможете полезные рекомендации по выбору и эксплуатации якорных лебедок, а также лебедок для катеров.

Что такое лебедка

Лебёдка – механизм, предназначенный для оборудования якорных, швартовных и буксирных устройств, простые и комбинированные, встречаются на судах внутреннего и морского плавания.Тяговое усилие в лебедках передается посредством каната, цепи, троса или иного гибкого элемента от приводного барабана.

Что такое лебедка
Лебёдка – механизм, предназначенный для оборудования якорных, швартовных и буксирных устройств

Приводы для всех типов лебёдок могут быть электрическими, гидравлическими или электро-гидравлическими. В основном, лебедки используются для подъема груза по вертикали, но иногда используется и для перемещения груза по горизонтали.

Швартовная лебедка

Швартовная лебедка представляет собой барабан, на который намотан швартовный трос. Особый механизм приводит ее в действие. Лебедки бывают паровые и электрические; они могут работать в двух режимах: ручном и автоматическом.

При ручном матрос управляет выборкой или протравливанием троса, при автоматическом на автомате лебедки устанавливается нужное натяжение троса, например от 2 до 4 т. При отклонениях нагрузки на тросе от установленной лебедка автоматически подбирает или потравливает трос, в зависимости от того, в какую сторону будет отклонение.

Так как длина троса лебедки ограничена размерами барабана, то может случиться, что автомат вытравит весь свободный запас троса. После этого он стопорит барабан с усилием, превышающим разрывную крепость троса, и включает звуковой сигнал, указывающий, что лебедка перестала работать в автоматическом режиме.

Якорная лебедка

Якорная лебёдка предназначена для подъёма якоря из положения «на панере» (судно находится над лежащим на дне якорем). Лебёдка монтируется в носовой части судна на одном уровне с роульсом — роликовым кронштейном, сквозь который проходит якорный конец (якорная цепь/якорный трос).

Комбинированная якорно-швартовная лебедка
Комбинированная якорная лебедка предназначена для обеспечения стоянки плавучего объекта на якорях,

Комбинированная якорно-швартовная лебедка

Комбинированная якорная лебедка предназначена для обеспечения стоянки плавучего объекта на якорях, а также для выполнения швартовных операций при подтягивании к пирсу. Лебёдка устанавливается на открытой палубе стационарно на фундаменте. Лебёдка имеет местный пульт управления, расположенный на палубе, и дистанционный пульт, находящийся в рубке.

Буксирная лебедка

Буксирная лебедка — это устройство, позволяющее использовать морские суда в качестве буксиров, тянущих другие суда, или служит для буксировки судна другими судами.

Якорные лебедки

При покупке якорной лебёдки неопытный судоводитель ориентируется на рекомендации производителя. В них оговаривают вес якоря, калибр цепи, максимальную длину лодки, яхты или катера… Но важна и специфика конкретного судна: предпочтения в установке, как и где оно эксплуатируется.

При выборе модели такими критериями могут быть наличие или отсутствие якорного ящика, скорость подъема и способ спуска якоря. Возможны два варианта: спуск мотором и свободное падение — FreeFall.

Обычно лебёдку монтируют в носовой части судна на одном уровне с роульсом. Этот прочный роликовый кронштейн, через который проходит якорный конец, оберегает корпус и палубу от повреждений. Стопор снимает часть нагрузки с лебёдки и защищает от рывков цепи. Если якорный конец включает в себя трос, стопором работает швартовая утка, установленная перед лебедкой.

Некоторые модели лебедок дополняются полезной функцией AutoDeploy. При нажатии этой кнопки механизм автоматически опускает якорь электромотором. Контролировать процесс и держать пальцем кнопку DOWN не нужно. Устройство сделает всё за вас.

В штатную комплектацию некоторых моделей входит дистанционное управление. Но можно приобрести отдельно и его, и дополнительные кнопки, и панели управления. При рыбалке на больших глубинах сложно определить, насколько отдан якорь. Эту проблему решит установка на лебедку счетчика цепи.

Горизонтальные якорные лебедки

Горизонтальные якорные лебедки
Горизонтальные лебедки хорошо подходят для лодок с маленькими ящиками для троса

Большая часть механизма таких лебедок располагается на палубе лодки. Вам необходимо будет просверлить в ней отверстия через которое будет проходить трос и подключаться питание. Установка такой лебедки проще чем вертикальной.

Горизонтальные лебедки хорошо подходят для лодок с маленькими ящиками для троса.  Трос у такой лебедки огибает ворот и под углом 90 градусов входит под палубу в ящик. Глубина ящика должна быть больше 30 см.

Вертикальные якорные лебедки

Наиболее популярный тип якорных лебедок на рынке. Они более компактные и занимают меньше места. Большая часть корпуса таких низкопрофильных устройств скрыта под палубой лодки и защищена от воздействия влаги.

Вертикальные лебедки обычно требуют большего отверстия под мотор, который располагается под палубой. Такой тип лебедок подходит для лодок с большим ящиком для троса. При этом минимальный размер ящика должен составлять 12” (30 см) от верха уложенной веревки до крышки.

Это позволит тросу натянуться под собственным весом. Кроме того, нейлоновые тросы мало весят, и небольшая глубина ящика может помешать его равномерной укладке. Для обеспечения большей безопасности трос у вертикальной лебедки оборачивают один раз вокруг шпиля, и опускают сквозь отверстие в палубе под углом 90 градусов.

Виды якорных лебёдок

Барабанного типа

Не требуют якорного отсека: трос наматывается на катушку. Простой механизм с барабаном упрятан в корпус. Длина троса ограничена размерами устройства.

Автоматические накладные

Целиком установлены на палубе над якорным отсеком. Двигатель скрыт в корпусе. Просты в установке.

Автоматические врезные

Редуктор и электродвигатель монтируют под палубой, что повышает влагозащиту. Наверху остается компактная механическая часть устройства. Часто кроме звездочки там расположен кабестан* для работы со шкотами. Требовательны к монтажу, есть ограничения по толщине палубы.

Турачки
Турачку (брашпиль) в регионах с выходом к морю заслуженно ценят за надежность, компактность, помощь в швартовке или подъеме тяжелого груза

Автоматические лебёдки работают как с цепью, так и с фалом. Это снижает шум и нагрузку на механизм. Правильное соединение троса и цепи проходит звездочку, не цепляясь и не задираясь. Добиваются этого двумя способами: вяжут сплесень** или используют специальное соединительное звено. Трос или цепи укладывают в якорный ящик, глубина которого для нормальной работы должна быть не менее 30 см.

Турачки

Турачку (брашпиль) в регионах с выходом к морю заслуженно ценят за надежность, компактность, помощь в швартовке или подъеме тяжелого груза. Якорный ящик для работы ей не нужен. Зато требуется непосредственное участие в процессе человека.

Лебедка для катера

Зачем лебедка на катере? Такой вопрос могут задать те, кто еще не сталкивался с проблемой подъема плавсредства на специальный прицеп для транспортировки или в бокс для хранения. В самом деле, в таких случаях лебедка для катера станет весьма полезным устройством.

При всем предлагаемом сейчас ассортименте лебедок владельцы катеров и лодок в основном отдают предпочтение именно их электрическому варианту. Почему? Выбор электрической лебедки более чем очевиден. Они легки, компактны, просты в установке, развивают достаточное тяговое усилие и, самое главное недороги.

Фактически для любого владельца катера или лодки когда-нибудь встает вопрос о приобретении такого тягового оборудования, как лебедка для катера. Это оборудование совершенно необходимо, т.к. как и любой водный транспорт, катер периодически необходимо вытаскивать на сушу, хотя бы для профилактических или ремонтных работ.

Кроме того, тяговое оборудование необходимо для погрузки плавсредств, например, на специальные прицепы для дальнейшей транспортировки на место стоянки или в бокс.

Как правило, лебедка для катера имеет электрический привод, ибо это практично, удобно, а, кроме того, электрический механизм обеспечивает хорошую скорость погрузки. Выбор тягового оборудования для катера или лодки совершается индивидуально, т.к. технические параметры устройства будут напрямую зависеть от собственного веса плавательного средства.

В принципе, значение тягового усилия лебедки можно вычислить и самостоятельно, если воспользоваться специальной формулой, которую легко найти в любом справочнике или в интернете. Приблизительно значение тягового усилия должно быть не меньше половины собственного веса лодки, т.е. если ваш катер весит 3 тонны, то при наличии прицепа на колесном ходу тяговое усилие должно составлять около 1500 кг.

Лебедка для катера
Сама лебедка для катера обязательно надежно фиксируется на передней части прицепа, предназначенного для транспортировки катера или лодки

Сама лебедка для катера обязательно надежно фиксируется на передней части прицепа, предназначенного для транспортировки катера или лодки. Как правило, большинство таких специализированных прицепов оснащено тяговым оборудованием изначально производителем. Но бывают и исключения.

В таких случаях нужно крайне внимательно отнестись к выбору тягового оборудования и лучше всего посоветоваться со специалистами, которые смогут помочь подобрать нужный агрегат так, чтобы он был максимально удобен для производства погрузочных работ.

Обязательно стоит учитывать и тот фактор, что при погрузке катера на прицеп, последний частично загоняется в воду, поэтому лебедка, которая будет находиться, хотя и вне водной среды, может испытывать некое действие влаги, например, брызг. Отсюда следует, что выбираемое тяговое оборудование должно иметь, как минимум влагозащищенный корпус и антикоррозийное покрытие деталей.

Электрическая якорная лебедка для катера

Используйте рекомендации, предоставляемые производителями якорных лебедок для выбора подходящей модели. Основой выбора служит длина вашего катера и его водоизмещение. Например, если у вас шестиметровый катер, то подходящей моделью, выпускаемой Lewmar будет модель v700.

Максимальная нагрузка на такую лебедку составляет 320 кг. После того как вы ответите на следующие два вопроса, можно будет, при необходимости, скорректировать свой первоначальный выбор. Измерьте глубину шкафчика для троса, чтобы определить доступное пространство.

Для того чтобы правильно выбрать электрическую якорную лебедку для катера вам необходимо ответить на три вопроса: какие размеры у моего катера; какой длины якорный трос я собираюсь использовать и достаточного ли размера ящик для хранения троса на моей лодке; какой мощностью должна обладать моя лебедка.

Измерять следует расстояние между крышкой ящика и верхом полностью сложенного троса внутри него. Это наиболее важное измерение, которое поможет вам определить лебедку какого типа следует выбрать для катера. Лебедки делятся на вертикальные и горизонтальные. Какой тип подойдет для вашей лодки?

Любые электрические устройства на лодке должны быть защищены с помощью предохранителей или автоматов. Это правило действует и в отношении электрических лебедок. Автомат служит страховкой для электродвигателя и системы в целом в случае перегрузки лебедки.

Электрическая якорная лебедка для катера
Главное правило при использовании электрических лебедок — якорь необходимо вытаскивать движением лодки

Автоматы обычно поддерживают контакты в замкнутом состоянии, если нагрузка находится ниже порогового значения. Например, автомат настроенный на ток 70 А будет включенным до тех пор, пока значение тока не превысит этот порог. Однако максимально допустимое пиковое значение тока может достигать 250 А, но только на очень короткий промежуток времени.

Главное правило при использовании электрических лебедок — якорь необходимо вытаскивать движением лодки. Лебедка должна лишь сматывать трос и поднимать якорь. Использовать лебедку для того чтобы выдернуть якорь или подтянуть к нему катер не стоит. Это легко может привести к ее поломке или полному выходу из строя.

Лебедки не предназначены для того чтобы выдерживать большую нагрузку, когда лодка стоит на якоре. Поэтому, если вы не используете ее во время стоянки, нагрузку с лебедки необходимо снять, зафиксировав якорный трос с помощью специального зажима. Можно перенести нагрузку на скобу укрепленную на палубе.

Якорная лебедка Sea-Pro 25

Якорная лебедка Sea-Pro 25 предназначена для установки на катера размером до 7,5 метров. Лебедка отличается от своей старшей модели Sea-Pro 45 отсутствием автосброса якоря.
Возможна эксплуатация и установка и на катерах меньшего размера.

Вам больше не придется надрывать спину что бы поднять якорь из воды и затем искать для него место на палубе. Якорный трос больше не будет валятся на палубе .и вы точно в нем больше не запутаетесь!  Якорная лебедка SEA-PRO поможет вам за считанные секунды занять нужное место и остановится именно там где вы это задумали, благодаря функции автосброс якоря.
В данной модели применяется беспроводной пульт управления, теперь вам даже не придется вставать со своего места что бы бросить якорь! В передней части лебедки имеется встроенная светодиодная подсветка которая автоматически срабатывает при работе лебедки — теперь даже в темное время суток будет видно что и как вы делаете!
Установка лебедки не вызовет у вас ни каких затруднений, все необходимое в комплекте, включая инструкцию на русском языке. Установка возможна как на палубе в носовой части, так и в якорном ящике при наличии достаточного места внутри.

Якорная лебедка  Vantage 3000

В серию Vantage входит и популярная лебедка для катера с тяговым усилием 3000 фунтов или 1361 кг. Эта модель уже снискала самые благоприятные отзывы, как любителей легких прогулок, так и профессиональных спортсменов — гонщиков по бездорожью. Ее главные покупатели – владельцы тяжелых квадрациклов и снегоходов.

Якорная лебедка Vantage 3000
В серию Vantage входит и популярная лебедка для катера с тяговым усилием 3000 фунтов или 1361 кг

Механизм предназначен для работы от аккумулятора 12 В, и как все электрические тяговые механизмы имеет 3-х ступенчатый планетарный редуктор на постоянных магнитах и запатентованную дисковую тормозную систему.

Данная электрическая лебедка для катера не предусматривает беспроводное управление, но оснащена переключателем вида «Mini-rocker», который закрепляется на руле. Главные узлы агрегата находятся внутри высокопрочного композитного корпуса, который обладает герметичностью и покрыт, включая клюзы, специальным, антикоррозийным составом.

Устройство весьма компактно и обладает скромными для своей мощности габаритами 323 х 115 х 119 мм. Комплектуется 15-метровым стальным тросом диаметром 5мм, который обеспечивает безопасную и бесперебойную работу.

Как правильно выбрать лебедку для катера

Лебедку какой мощности нужно установить? В расчетах нам поможет простая математическая формула: P (кгс)=M(кг) x sinα+μ x M(кг) x cosα, где P (кгс) – тяговое усилие лебедки; M- масса (кг) α-угол наклона; µ — коэффициент трения. Не особо забивая голову, его можно взять 0,75. Этот параметр приблизительно соответствует коэффициенту трения при движении лодки на прицеп с заблокированными колесами.

При свободных колесах параметр µ можно вообще не учитывать. Например, есть катер массой 2000 кг, колеса прицепа заблокированы, а угол наклона 30 градусов. Получаем: Р = 2000 x sin 30°+ 0.75 x 2000 x cos 30°= 2300(кгс). Все не так уж и сложно. Плюсом ко всему лебедка для катера такой мощности будет компактной, легкой и вполне эргономично разместится на борту.

Лебедки для затаскивания катеров и лодок в боксы на хранение лучше брать с незначительным запасом мощности. Это связано с большим расстоянием перемещения. Электролебедка требует установки хорошего аккумулятора. Обычно это АКБ на 12 вольт, хотя и 24-хвольтовые варианты тоже замечательно работают.

Особенно если плавсредства имеют массу больше 4 тонн (яхты). Стоит упомянуть и о якорных лебедках. Они нужны для опускания и подъема якорей различной массы. Как правило, на катерах, лодках и даже на яхтах якоря редко превышают массу в 1000 кг. Так что электролебедки с тяговым усилием в 1 тонну будет более чем достаточно.

Источники:

  • http://wiki.wargaming.net/ru/Navy
  • https://vodnik.1000size.ru/yakornye-lebedki
  • http://www.lebedka.com/article/63_lebedka_dlya_katera__kak_vibrat
  • http://www.my-kater.ru/katalog/katalog/oborudovanie-dlja-lodok/jakornoe-oborudovanie/jakornye-lebedki/jakornaja-lebedka-sea-pro-s
  • https://fisherninja.ru/knowlege-base/yakornaya-lebedka-dlya-katera/
Добавить в закладки
1 Звезда2 Звезды 0
Загрузка...
Добавить комментарий