Подвесные моторы

Подвесные лодочные моторы применяются в различных типах лодок. Агрегат устанавливается на транец и приводит судно в движение. Подвесные лодочные моторы делятся на различные виды в зависимости от типа двигателя, количества тактов, длины дейдвуда, типа управления, стартера и т.д. Выбирать подвесной лодочный мотор необходимо исходя из скорости и мощности водного судна, но также следует принять во внимание некоторые моменты. В следующей статье вы сможете ознакомиться с особенностями строения подвесных лодочных моторов, а также найдете рекомендации по их выбору.

Подвесные лодочные моторы

Подвесные моторы

Подвесной лодочный мотор (ПЛМ) – устройство, устанавливаемое на жесткую часть лодки, чаще всего транец, приводящее лодку в движение

Подвесной лодочный мотор (ПЛМ) – устройство, устанавливаемое на жесткую часть лодки, чаще всего транец, приводящее лодку в движение. Первые подвесные лодочные моторы появились в конце XIX века, и к нашему времени конструкция моторов практически не претерпела изменений.

Наиболее распространённый тип силового агрегата, сочетающий в себе двигатель (мотоголову) и движитель (дейдвуд с редуктором, или «ногу»). Преимущества этой компоновки очевидны:

  • Компактность – вся силовая установка в одном кожухе, свободный кокпит в лодке;
  • Возможность использования редуктора или водомётной насадки – «улитки»;
  • Богатый выбор гребных винтов;
  • Наличие основных запчастей в магазинах;
  • Подводная часть полностью поднимается над водой;
  • Возможность быстрой замены или ремонта силового агрегата;
  • При поломке стационара иногда проще переделать корпус под ПЛМ, чем ремонтировать штатный двигатель;
  • При необходимости быстрой продажи проще найти покупателей отдельно на мотор и корпус.

Недостатки являются продолжением основного достоинства. Риск хищения подвесного мотора в сотни раз выше, чем стационара. Тем более, что ПЛМ востребованы на вторичном рынке, а особенности регистрации и маркировки (в виде таблички-наклейки) не способствуют строгому учёту этих дорогостоящих изделий.

Типы подвесных лодочных моторов

Подвесные лодочные моторы разделить на несколько типов. Классифицировать подвесные лодочные моторы можно по нескольким критериям, большинство из которых будет определяться рекомендациями изготовителя моторной лодки. В рамках данной классификации мы приведем наиболее распространенные типы подвесных лодочных моторов и опущены некоторые редкие и мало используемые типы.

Подвесные лодочные моторы по типу двигателя:

  • ПЛМ с электрическим двигателем – подвесной лодочный мотор, в котором в качестве силового агрегата используется электрический мотор, запитываемый от аккумулятора;
  • ПЛМ с бензиновым двигателем – подвесной лодочный мотор, использующий в качестве двигателя двухтактный или четырехтактный бензиновый мотор.

Подвесные лодочные моторы по типу движителя:

  • Подвесные моторыПЛМ с гребным винтом

ПЛМ с гребным винтом;

  • ПЛМ с водометом.

Подвесные лодочные моторы по типу бензинового двигателя:

  • двухтактные ПЛМ;
  • четырехтактные ПЛМ.

Подвесные лодочные моторы по длине дейдвуда:

  • S – короткий дейдвуд – 416 мм (короткая нога);
  • L – длинный дейдвуд – 521 мм (длинная нога);
  • Х (UL) – ультра длинный дейдвуд – 631 мм;
  • U (XX) – супер ультра длинный дейдвуд – 762 мм.

Как правило, выбор длины дейдвуда зависит от высоты транца моторной лодки. Существуют моторные лодки, которые выпускаются с различными вариантами транца.
Кроме того, существуют транцы, которые могут быть сконфигурированы как под короткую, так и под длинную ногу.

Подвесные лодочные моторы по типу стартера:

  • ПЛМ с электрическим стартером;
  • ПЛМ с ручным стартером;
  • ПЛМ с ручным и с электрическим стартером.

Подвесные лодочные моторы по направлению вращения гребного винта:

  • Подвесные моторы

Подвесные лодочные моторы также разделяются по направлению вращения гребного винта

ПЛМ с прямым направлением вращения гребного винта (по часовой стрелке);

  • ПЛМ с обратным (противоположным) направлением вращения гребного винта (против часовой стрелки).

Обратное направление вращения гребного винта используется при установке пары подвесных лодочных моторов. При работе, ПЛМ создает на мотолодке момент, который приподнимает правый борт судна. Этим обусловлено размещение рулевого именно с правой стороны кокпита, что компенсирует силу кручения корпуса лодки при поездке в пустой лодке.

Подвесные лодочные моторы по типу управления:

  • ПЛМ с румпельным управлением;
  • ПЛМ с дистанционным управлением.

ПЛМ, снабженные румпелем зачастую можно использовать и с дистанционным управлением.

Подвесные лодочные моторы по типу механизма подъема из воды:

  • ПЛМ с ручным механизмом;
  • ПЛМ с гидравлическим механизмом;
  • ПЛМ с электрическим механизмом;
  • ПЛМ с электрическим механизмом и регулировкой угла наклона.

Как выбрать подвесной мотор для катера или лодки

Исходя из скорости и мощности, на которые рассчитана ваш катер или лодка, несложно правильно подобрать мотор. При выборе следует принимать во внимание следующие моменты: 

  • Для того, чтобы лодка достигла необходимой скорости, мотор должен развить мощность не ниже определенного уровня, напрямую зависящего от нагрузки и типа обводов судна.
  • Для катеров или лодок большого водоизмещения, скорость движения которых обычно составляет 10 – 18 км/ч, достаточная мощность составляет 1,5 – 3 л. с. на 1 тонну водоизмещения.
  • На лодке длиной до 5 м достаточно, практически, «Прибоя», мощностью 5 л. с., который отличается бесшумностью и экономичностью.
    На лодку длиной до 7 м оптимально подходит мотор мощностью до 12 л. с., например «Москва» или «Ветерок-8», для того, чтобы иметь запас мощности на случай сильного ветра или волнения.
  • Для быстроходного глиссера с остроскулыми обводами расчет мощности мотора имеет гораздо большее значение и требует большей точности. Суммируем вес катера или лодки с оборудованием, вес пассажиров и экипажа (примерно 75 кгс/чел.), вес мотора (можно принять равным 40 кгс), а также вес топлива (стандартный бак с горючим – 20 кгс). Полученную сумму необходимо разделить на 25, и мы получим минимальную мощность для того, чтобы вывести катер на глиссирование.
  • Немаловажным фактором является безопасность. При превышении мощности моторалегкое судно может перевернуться или опрокинуться при резком повороте или аварийном обрыве штуртроса. Максимально допустимую мощность мотора можно посмотреть в заводских характеристиках катера или лодки.
  • Кроме всего прочего – чем выше мощность, тем больше расход горючего, и, несмотря на существенный выигрыш в скорости, то расстояние, которое катер пройдет на одной заправке при более мощном моторе, будет меньшим.

Сколько тактов нужно для счастья

Основной вопрос, интересующий покупателей подвесных моторов – какой тип двигателя предпочесть – двухтактный или четырёхтактный. А может двухтактный с автомиксом? Или может осмелиться взять TLDI / E-Tec? На эту тему сломано множество копий в форумных баталиях. При этом каждый остался при своём мнении.

На самом деле, поиск идеала – бесполезное занятие. Каждый тип двигателя имеет свои преимущества и недостатки.

Положительные моменты двухтактного мотора

  • Подвесные моторы

Основной вопрос, интересующий покупателей подвесных моторов – какой тип двигателя предпочесть – двухтактный или четырёхтактный

Невысокая цена.

  • Меньшая масса в сравнении с 4Т.
  • Хорошие стартовые характеристики, по разгону он выигрывает у четырехтактного агрегата аналогичной мощности.
  • В случае утопления его быстро реанимировать – достаточно слить воду из цилиндров, картеров, карбюраторов и бензонасоса, после чего завести.
  • Специфический шум и запах выхлопа двухтактного мотора напоминает о первых выездах под мотором и сопутствующей романтике.

Отрицательные стороны двухтактника

  • На 30% больший путевой расход. Помимо экономической составляющей, это уменьшает район плавания при одинаковом объёме топливных баков.
  • Необходимость покупать и мешать (в случае отсутствия автомикса) двухтактное масло
  • Шумность на малых и средних оборотах.
  • Любителям троллинга неприятен запах выхлопных газов и замасливание свечей на малом ходу.
  • Ликвидность на вторичном рынке оставляет желать лучшего.

Таким образом, два такта смело можно предпочесть в следующих случаях:

  • Ограничены финансы на покупку мотора;
  • Район плавания не предполагает дальних поездок и доступна заправка на воде;
  • Требуется максимальная отдача мотора на старте;
  • Нужно руками переносить резервный мотор (например, перевешивать его с транца основной лодки на ПВХ) мощностью 8-30 л.с.;
  • Нет необходимости часами использовать мотор на холостых оборотах.

Заметим, что автомикс сильно облегчил жизнь пользователям двухтактных моторов. Эта система надёжна, однако до сих пор встречаются любители, мучающие сервисменов вопросами «как заглушить микс».

Видимо, это дальние родственники суровых мужиков, которые на всякий случай к первым инжекторным «Жигулям» и «Волгам» прилаживали старый добрый карбюратор.

Немного затронем тему инжекторных 2Т моторов с наддувом низкого давления Tohatsu TLDI и его собрата по экзотике – Evinrude E-tec. Это классные высокотехнологичные моторы, которые вобрали в себя черты 2Т и 4Т моторов. При «подрыве с места», как у двухтактника, они достаточно экономичны и легки.

Но стоят дороже четырехтактных моторов, а для общения с ними нужен дружественный сервис или диагностический ноутбук. Поэтому на водоёмах страны эти моторы практически не встречаются. Их мы оставим любителям последних технических достижений.

Четырехтактные моторы

Наиболее популярный класс двигателей маломерных судов. Характерные черты:

  • Подвесные моторы

Четырехтактные лодочные моторы отличаются высокой экономичностью

Высокая экономичность (на 30% меньший расход, чем у 2Т);

  • Высокий ресурс (свыше 5000 моточасов);
  • Богатая комплектация (стабилизированное питание, гидроподъём и система компьютерной диагностики – скорее норма);
  • Низкая шумность;
  • Минимальная токсичность отработавших газов.

Стационарные моторы на 99% – четырехтактные. Оставшийся 1% принадлежит двухтактным гидроциклам.

Отрицательные черты 4Т моторов – это высокая цена и вес (особенно у дизелей). Хотя по весовым показателям разница невелика:

  • Honda BF 20 DK2 SHU – 46кг, Tohatsu 18 – 41 кг, Tohatsu 25 – 51 кг.
  • Yamaha 60 FETOL – 105 кг, Yamaha F60 FETL – 114 кг;
  • Yamaha 250 GETOX – 240 кг, Yamaha F250 DETX – 260 кг;

Четырехтактный мотор следует предпочесть в случае, если вы

  • Не слишком сильно ограничены в бюджете на покупку мотора;
  • Предпочитаете дальние поездки;
  • Любите наслаждаться тишиной и свежим воздухом на малом ходу;
  • Не имеете под рукой заправки и топливо приходится носить в канистрах;
  • Цените комфорт пользования;
  • Проводите обслуживание мотора в конце сезона и не любите подливать масло.

Говоря о преимуществах 4Т мотора, стоит заметить, что в частных руках при умеренной эксплуатации он не окупится по отношению к двухтактному. Но мы же не по этим критериям выбираем технику. В противном случае вместо Тойоты можно было бы ездить на ВАЗе – а что, разница в цене тоже не окупится!

Какие марки ПЛМ предпочесть

Mercury – популярная марка ПЛМ в России

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на ближайший водоём. Обычно самую популярную марку видно сразу. В западной части России популярны Yamaha, Suzuki, Mercury, Honda. На Востоке пальму первенства делят «Ямаха» и «Сузуки».

Перед тем, как купить мотор, пройдитесь по магазинам и узнайте о наличии наиболее популярных запчастей. Вам могут впоследствии понадобиться:

  • гайки и шайбы гребного вала;
  • гребные винты различного шага и диаметра;
  • крыльчатка охлаждения;
  • расходные материалы (если вы предпочитаете оригинал).

Нелишне будет поинтересоваться, в течение какого времени доставят менее востребованные детали – гребной вал, прокладки головок блока цилиндров, термостат, бензонасос.
Если на Ваш мотор нет нужной запчасти – присмотритесь к конкурентам. Не так много компаний, производящих навесное оборудование к лодочным моторам. И не исключено, что многие детали можно применять в различных системах (например, поставить водо-масляный холодильник от Mercruiser на Volvo-Penta.

Стоит заметить, что многие лодочные моторы имеют своих «сухопутных» родственников. Например, Honda 50 похожа на мотор легковушки Fit, Suzuki 140-175 на моторы Vitara, стационарные дизели MerCruiser имеют корни Cummins, а «родственников» бензиновых моторов нужно искать среди моторов Oldsmobil, GM и «Форд».

Подвесные лодочные моторы Yamaha

Производством подвесных лодочных моторов японская корпорация YAMAHA занимается на протяжении нескольких десятков лет. За полвека компанией выпущено более 6 миллионов моторов, и в настоящее время YAMAHA является одним из крупнейших поставщиков лодочных моторов на мировой рынок.

Лодочные моторы Ямаха предназначены для плавсредств самого различного назначения: лодки для рыбной ловли, активного отдыха, спортивных соревнований и коммерческих перевозок.

Подвесной лодочный мотор YAMAHA сочетает в себе лучшие качества двухтактных и четырехтактных двигателей, а именно: легкий вес и компактность с экономичностью и высокой технологичностью. Добиться этого удалось путем внедрения высоких технологий, а также потому, что компания начала разработку своей продукции с нуля, а не с модернизации уже существующих на рынке моделей лодочных моторов.
Подвесные моторы

Лодочные моторы YAMAHA – это двухтактные и четырехтактные двигатели малой, средней и большой мощности, предназначенные для длительной эксплуатации

Лодочные моторы YAMAHA – это двухтактные и четырехтактные двигатели малой, средней и большой мощности, предназначенные для длительной эксплуатации. В модельный ряд выпускаемых компанией лодочных моторов входят несколько основных типов двигателей и более двухсот их модификаций.

Двухтактный подвесной мотор YAMAHA пользуется стабильным спросом, благодаря легкому весу, безопасности, малым размерам и несложной конструкции. Двухтактный лодочный мотор серии Standard экономичен, удобен для транспортировки и максимально прост в использовании и техническом обслуживании.

Двухтактный подвесной мотор Ямаха и его технические характеристики одинаково подходят как для профессионалов, так и для любителей отдыха на воде.
Для длительной работы в тяжелых условиях, а также для спортивных соревнований, предпочтительнее выбирать лодочный мотор серии Endur – экономичный, долговечный и неприхотливый к условиям эксплуатации.

Четырехтактный лодочный мотор YAMAHA имеет более высокий ресурс двигателя и по показателям экологичности он превосходит двухтактный. Четырехтактный подвесной мотор Ямаха характеризуется пониженным уровнем шума и обеспечивает экономию топлива до 40%, благодаря чему он пользуется репутацией рекордсмена по экономичности среди лодочных моторов.

Лодочный мотор YAMAHA оснащен блоком микрокомпьютерного управления (ECM), управляющего всеми функциями мотора и отвечающего за его работу. Система запуска PrimeStart обеспечивает запуск мотора простым поворотом ключа зажигания, а специальная система защиты предотвращает запуск двигателя с включенной передачей.

Оцените статью
YachtInform
Добавить комментарий

Adblock
detector