Парусные яхты

Парусная Яхта – это судно, предназначенное для спорта или туризма. Считается что яхта – это показатель статуса, состояния и благополучия человека. Кто имеет яхту, тот по определению богат и может себе позволить роскошный отдыха и путешествия. Конечно, яхты бывают разные, и среди них можно найти интересующую вас модель по параметрам и цене.

Классификация парусных яхт

Классифицируя яхты, в первую очередь следует разделить их на моторные и парусные яхты. Это яхты из разных идеологических лагерей, из различного представления о мечте. И хотя те и другие в конечном итоге объединены одной стихией, морем, о каждом из них стоит говорить раздельно. В этой статье мы уделим внимание классифиции парусных яхт.

  • Предназначение

В первую очередь стоит разделить парусные яхты по их основному признаку, ради чего их собственно и строят. По назначению. Поскольку яхты предназначены для двух основных видов развлечений: путешествия и гонки, то и яхты, в первом приближении следует разделить именно так. Яхты для путешествий и яхты для гонок. Конечно, и на тех и на других можно и путешествовать и гоняться, но мы говорим именно о предназначении, заложенном конструктором. Итак, первую очередь, разделим яхты на:
Яхты для путешествий – Гоночные яхты.

Яхты для путешествий имеют прочную, порой утяжеленную конструкцию. Задача конструктора в этом случае – обеспечить комфорт и надежность.
Гоночные яхты проектируются для того, что бы выиграть в гонках. Поэтому удобству размещения экипажа и прочностному запасу уделено меньшее внимание. Конструкторы, рассчитывая на боле высокую квалификацию экипажей, уменьшают вес яхты, форсируют напряжение в её узлах, что бы достичь максимальной энерговооружённости. С другой стороны, гоночные яхты оснащаются элементами, расширяющими диапазон регулировок, настроек, парусов для того, что бы яхта шла быстро во всем диапазоне ветров.

  • Удаление от берега

По способности яхт удаляться от берега можно разделить яхты на те, которые предназначены для плавания возле берега, в заливе, и на те, которые могут совершать длительные автономные плавания со значительным удалением от портов – убежищ. То есть, яхты можно разделить на: Прогулочные, прибрежные яхты и мореходные, то есть крейсерские яхты.

  1. Прогулочные яхты имеют легкую конструкцию, они в них нет существенных запасов воды и еды для экипажа, навигационное оборудование рассчитаны на то, что экипаж видит и знает акваторию для прогулок.
  2. Крейсерские яхты имеют прочную конструкцию способную нести запас снабжения (вода топливо, продукты и т.д.). Внутренние помещения дают возможность полноценно отдыхать команде. Такие яхты не имеют ограничения по удалению от берега.
  3. Прибрежные яхты (дневной крейсер) имеет ограниченные бытовые удобств и небольшой запас снабжения, позволяющие провести день на прогулке возле залива.
  • Количество корпусов

Если ширина корпуса создает остойчивость, то почему бы не расширить его как можно больше? Об этом в соё время задумались конструкторы и стали проектировать широкие корпуса. Такие корпуса обладают высоким начальным моментом спрямления. Однако у них есть крупный недостаток. Такой корпус имеет высокое сопротивления трения о воду и плохую мореходность. Для решения этого конфликта были созданы многокорпусные яхты: катамараны (два корпуса) тримараны (три корпуса). Несмотря на то, что переворот многокорпусника, в отличии от переворота килевой яхты –  это фатальное событие, поставить его обратно, на «ровный киль», без посторонней помощи, невозможно, они весьма популярны. Дело в том, что целый ряд конструктивных мер свел риск переворота некоторых многокорпусных яхт, например крейсерских, практически к нулю.

Парусные яхты
Катамаран и тримаран

Катамараны имеют два одинаковых узких длинных корпуса, разнесенных на такое расстояние, чтобы обеспечить большую остойчивость. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем корпуса обычной яхты, поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает большие скорости, чем килевые яхты.

Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания могут иметь весьма высокий и ход, и остойчивость.

Тримараны имеют три корпуса: средний (более широкий, чем у катамаранов, но намного уже, чем у яхт) и два разнесенных и слегка приподнятых боковых, очень узких.

Боковые корпуса, по существу, являются поплавками, обеспечивающими остойчивость. При крене тримаран идет на среднем корпусе и одном из боковых. Тримараны получили в свое время большую популярность как крейсерские яхты. Однако в настоящее время наиболее широко используются трейлерные тримараны, то есть такие тримараны, которые можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем. Таким образом, по количеству корпусов, парусные яхты делятся на Однокорпусные – Многокорпусные (катамараны и тримараны).

  • Способ создания остойчивости яхт

Парусные яхты используют для движения энергию ветра. Ветер передает свою энергию яхте через паруса. Паруса и парусное вооружении вообще, установлено на яхте, и под действием ветра (особенно когда он направлен в борт) стремится опрокинуть всю яхту. Что бы создать остойчивость, то есть способность яхты противостоять опрокидыванию, существует два основных способа:

  1. Во-первых, с помощью балласта, расположенного как можно ниже в корпусе или в специальном плавнике (фальшкиле).
  2. Во-вторых, с помощью остойчивости корпуса, когда сам корпус, благодаря своим характеристикам, прежде всего ширины, создает спрямляющий, то есть восстанавливающий момент.

Первый способ создания остойчивости, то есть с использованием балласта, используют килевые яхты. Благодаря балласту конструкция килевой яхты обладает очень стабильной остойчивостью. Эти яхты весьма надежны, поскольку, например, «прощает» многие промахи экипажа и может приспосабливаться к различным ветро – волновым условиям. Это настоящий «хит» в мире парусных яхт. Двойное предназначеие фальшкиля – размещение балласта и создание гидродинамической силы, препятствующей дрейфу, делают эти яхты, ни мало ни много, уникальными изобретениями человечества.
Второй способ создания остойчивости, с помощью осточивости формы, используют яхты, в которых подводное крыло лёгкое, не имеющее балласта. Такое крыло называется «шверт», а яхта с таким крылом называется «швертбот».

Парусные яхты
Килевые – Швертботы – Компромиссы

Швертбты не имеют балласта, и могут легко поднять шверт при подходе к мелководью. Также на них активно используют вес самого экипажа. Его перемещают, в зависимости от ветровых условий в то или иное место на том или ином борту яхты, а то и выводят за борт на специальных подвесках – трапеции.

Есть и промежуточный вариант. Это  так называемые яхты – «компромиссы». Эти яхты имеют так называемый «тяжелый» шверт. То есть балласт в таком шверте участвует в создании остойчивости.

Его веса, однако, недостаточно, поскольку вес шверта должен быть таким, что бы экипаж мог поднять его достаточно оперативно, например, при подходе к пирсу.

Для создания необходимой остойчивости «компромиссы» могут также использовать вес экипажа или балласт, установленный в неподвижных, нижних частях корпуса. Таким образом, по способу создания остойчивости однокорпусные яхты можно разделить на: Килевые – Швертботы – Компромиссы.

  • Материал корпуса

Яхты можно сделать из самых различных материалов. Наиболее распространенный материалы: пластик, металл, дерево. У каждого материала есть свои преимущества и недостатки. Дерево красиво, деревянные яхты – это настоящая одухотворенная история владельца и его экипажа. Металлические яхты считаются одними из самых прочных.

Они популярны там где условия наиболее тяжелы, например, там, где встретить лед на прогулке – не редкость.

Пластиковые яхты – самые массовые. В основном из-за низких эксплуатационных расходов по уходу за их корпусами. Также пластиковые яхты можно признать как наиболее легкими в случае применения промышленных технологий.

  • Статус

По своему предназначению, а вернее по своему отношению яхта – владелец, парусные яхты делятся на чартерные, то есть яхты предназначенные для извлечения прибыли владельцем и частные яхты, когда владелец строит или приобретает яхту для собственного использования. Чартерные яхты, как правило имеют максимальное количество кают, которое моно разместить в корпусе. Тогда арендатор сможет пригласить больше гостей и уменьшить свои расходы на яхтинг. Частная яхта, как правило, независимо от размера обладает не более чем тремя каютами. Одну для владельца и, максимум, две для гостей. Количество кают для команды, если владелец яхты предполагает таковую использовать, не ограничено.

  • Парусное вооружение

Парусное вооружение весьма разнообразно. Конструкторы постоянно его совершенствуют, применяя все более новые материалы и технологии. Рассмотрим их весьма кратко.

Одномачтовые яхты

Типов парусных вооружений, использующих одну мачту огромное количество, однако лишь один из них, а именно «Бермудский шлюп» абсолютно господствует в мире одномачтовых яхт, более того, пожалуй, даже и во всем мире яхт.

Парусные яхты
Бермудский шлюп

Бермудский шлюп – это такой тип парусного вооружения, когда с помощью установленной мачты и стоячего такелажа можно поставить два основных паруса. Парус, стоящий перед мачтой называют “стаксель”. Стакселей огромное разнообразие. Они могут иметь различную форму и размер. Необходимость иметь большое количество стакселей связано с тем, что они слабо регулируются, настраиваются для использования при различных ветровых условиях.
В стаксели различают по плотности материала (чем плотнее материал, тем на более тяжёлые условия он рассчитан) и по размеру нижней шкаторины (кромки) паруса. Различают стаксели с короткой нижней шкаториной, не заходящей за мачту и “генуэзские” стаксели, это такие стаксели, которые “заходят за мачту. На мачте передней шкаториной крепится второй парус. Он называется “грот”. Грот регулируется в широком диапазоне ветров и как правило не требует смены при изменении параметров ветра или курса яхты.
Различают бермудский шлюп с «топовым» и «дробным» вооружениям.

Двухмачтовые яхты отличаются огромным разнообразием парусного вооружения. Приведем лишь несколько из них:

Парусные яхты

Йол – имеет основную переднюю мачту (“Грот-мачту”) и гораздо меньшего размера заднюю мачту (“Бизань-мачту”). Бизань мачта Йола не создает тянущую силу, а лиш только балансирует яхту. Это качество йола весьма востребовано в свежую погоду, когда основные паруса сильно уменьшены (“зарифлены”) или на якорной стоянке, когда работа паруса, стоящего на бизань – мачте существенно снижает нагрузку на якорь.

Парусные яхты

Кеч – по сравнению с йолом имеет бизань мачту, соизмеримую с гротом по размеру. Таким образом, бизань кеча участвует в создании тяги. Этот тип парусного вооружения также весьма практичен в свежую погоду. Особенно его любят владельцы яхт, находящиеся в преклонном возрасте, когда сил на работу с одной огромной мачтой и большими парусами уже недостаточно. Им уже проще разнести общую площадь парусности яхты на две похожие мачты. К то му же этот вариант существенно увеличивает общую  надежность яхты.

Парусные яхты

Шхуна – этот тип вооружения можно считать устаревшим, поскольку его массовое применение когда-то было основано на технологиях позволявших раскрепить самую большую мачту – «грот», лишь в самом широком месте корпуса.  С точки зрения  аэродинамической эффективности, это нелогичное, можно сказать даже ошибочное решение, поскольку большая часть парусов на самой большой мачте, на грот мачте, начинают работать в ветровой тени передней мачты. Переднюю мачту в этом случае называют “фок – мачта”. Более или менее вооружение типа «шхуна» оправдано лишь на попутных ветрах.

Примеры парусных яхт

CRUISER 46

Технические параметры

Длина габаритная 14,27 м
Длина корпуса 13,60 м
Длина по ВЛ 12,94 м
Габаритная ширина 4,35 м
Осадка со стандартным чугунным килем (ок.) 2,10 м
Осадка с опциональным чугунным килем 1,73 м
Водоизмещение 12 600 кг
Балласт (ок.) 3490 кг
Двигатель Volvo Penta D2-55
Мощность двигателя 41 кВт/55 л.с.
Топливный танк (ок.) 210 л
Водяной танк (ок.) 360 л
Каюты 3
Койки 6
Высота в салоне 2,05 м
Общая площадь парусности 108 м²
Высота мачты от уровня воды 20,75 м

Парусные яхты CRUISER 46

Maxi 1300

Технические параметры

Длина яхты полная: 12,70 м
Длина по ватерлинии: 11,32 м
Ширина яхты: 3,80 м
Осадка яхты: 2,25 м
Водоизмещение: 8300 кг
Вес киля/балласта: 3430 кг
Двигатель: 55 л.с.
Кают на яхте: 3
Спальных мест: 6-8
Объем бака для воды: 340 л
Объем топливного бака: 195 л
Площадь грота (с закруткой): 40,3 м2
Грот: 49 м2
Генуя : 127 м2

Парусные яхты Maxi 1300

Оцените статью
YachtInform
Добавить комментарий

Adblock
detector