Характеристики яхты “Ассоль”

Знакомая всем с детства история об алых парусах и девочке Ассоль не могла не навеять на работников судостроительных верфей мысли о создании одноименной яхты. Яхта «Ассоль» была выпущена в Советском Союзе в 1972 году. В конструкции яхты нашли применение простые и доступные материалы, но это не уменьшает ее достоинств: яхта «Ассоль» отличается надежностью, долговечностью и удобным управлением. Сегодня мы рассмотрим конструктивные особенности яхты «Ассоль», здесь вы также сможете ознакомиться с ее техническими характеристиками.

История яхты “Ассоль”

Проект яхты “Ассоль” был разработан еще в Советском Союзе в конструкторском бюро “Нептун”. Перед конструкторами стояла не легкая задача сделать безопасную, дешевую, простую в эксплуатации и удобную яхту для семейного отдыха и туризма.

Характеристики яхты “Ассоль”

Проект яхты “Ассоль” был разработан еще в Советском Союзе в конструкторском бюро “Нептун”

Изначально предполагалось, что управлять этой яхтой могут люди, которые не проходили специальной подготовки в яхт-клубах. Семейные экипажи, желающие путешествовать по волнам на этой яхте должны без особого труда справляться с управлением небольшим судном. Значительно снизить стоимость яхты для советского человека, ее создатели смогли за счет материала.

Первые яхты были выпущены из стеклопластика с применением технологии «компромисс». В итоге у создателей получилась небольшая семейная яхта для четырех человек, которая предназначается для прогулок в прибрежных зонах и по внутренним водным путям. Она выдерживает волнения до IV балов. Яхту оснащают двигателем мощностью до 12 л. сил.

Для решения этих непростых задач по упрощению управления и повышенной безопасности, создатели изначально уменьшили площадь парусности грота до 9,3 м2, и стакселя до 4,36 м2, а так же высоту мачты до 7,4 м.

Устойчивость яхты “Ассоль” на воде достигнута за счет применения балластного киля и прослоек из пенопласта, которые предусмотрены в носовой части ниже ватерлинии, в днище и палубе яхты. На бортах для увеличения жесткости конструкции расположены зиги – продольные выступы.

При этом из-за соответствующей формы и небольшого веса яхты вес киля выполняющего функцию балласта небольшой, всего 160 кг., и благодаря устойчивости она не может лечь парусами на воду. Даже при полном затоплении любого из отсеков, в том числе и каюты – являющейся самым большим отсеком яхта остается на плаву. За счет применения стеклопластика удалось отказаться от стрингеров и шпангоутов, поэтому внутри яхты появилось больше пространства.

Описание яхты “Ассоль”

«Сделано на века» — это выражение хорошо подходит для описания срока службы именно яхты «Ассоль». Есть такие вещи, которые по истечению даже большого промежутка времени не теряют спроса и популярности. Еще с 1972 года, а именно тогда была выпущена первая «Ассоль», среди всех яхт, эта заслуживает хороших слов и уважения.

Ее проектировщики хорошо над этим поработали, без сомнения, эта яхта пользуется популярностью и в наше время. Ее конструкция (основная) осталась неизменна. Конечно, со временем, кто–то вносит свои корректировки в дизайн или в дополнительные функции яхты. И они  становятся лучше или удобнее для кого-то конкретно.

С 1992 года лучшей яхты для семейных или простых прогулок по внутренним водам города найти невозможно. Это мнение не только экспертов, но и обычных людей, владельцев такой яхты. В целом, «Ассоль» яхты остаются лучшими и верными своей первоначальной конструкции на протяжении долгих лет.

Мы ознакомимся с характеристиками таких яхт, с их плюсами и минусами. Не достаточно просто знать базовые качества яхты. Для того чтобы выбрать хорошую яхту и конкретно дать ей характеристику стоит обращать внимание на все. Удобства и расположение основных приборов, дизайн и комфортабельность посадочных мест, объем двигателя и все остальное, вплоть до самых малых деталей.

Для того чтобы яхтой могли управлять не только специально обученные люди, создатели старались максимально упростить управление ею. Стоимость такой яхты была достаточно высока. А рассчитывалась она так же и на простых людей, которые хотят семьей прокатиться или просто отдохнуть.

В производстве использовались легкие и дешевые материалы, вроде пластика и т.д. Таким образом, конструкция стоила создателям меньших денег, но и качество и долговечность яхты с этим сокращались. Яхта рассчитана на четырех человек, площадь парусного грота была уменьшена, для того чтобы повысить уровень безопасности людей на борту.

Характеристики яхты “Ассоль”

Для того чтобы яхтой могли управлять не только специально обученные люди, создатели старались максимально упростить управление ею

Стеклопластик, пенопласт и балластный киль были введены в конструкцию для утяжеления боков, поддерживания лодки на паву даже в случае шторма. Оборудована яхта так, что внутри пространства достаточно много, а на бортах вдоль утяжеляющие подвески.

Даже если один из отсеков яхты будет поврежден, а в результате полностью затоплен – конструкция яхты позволяет ей удерживаться на плаву. Удивительно, но, даже если затоплена будет каюта (а это самый большой по площади отсек на всей яхте) то плавательное средство все же сможет удержаться на плаву и не пойти под воду.

Яхта “Ассоль”: характеристики

Общая конструкция яхты представляет собой набор простых и доступных деталей, создатели постарались над тем, чтобы увеличить доступность использования яхтой простыми (не обученными) людьми. Схема креплений основных деталей (мачты) достаточно проста. Излишеств нет.

Все просто и понятно. Использование простых материалов, таких как пластик и пенопласт, вдобавок к легкости конструкции уменьшили также и время на изготовление подобного судна. Якоря и дополнительных парусов на яхте нет, и не предвидится. Изначальная комплектация яхты не подразумевает собой ничего трудного или затейливого. Нельзя сказать, что яхта совершенна.

Первоначальной задачей создателей было сделать яхту доступной, а значит дешевой. По желанию на яхту можно добавить что-то дополнительно. Например, стопора, ходовые огни или же шкотовые лебедки, не исключено и устройство для закрутки стакселя. Конечно же, видно сразу, что для яхтсменов эта яхта не подойдет. Она не предназначена для профессионального использования.

Технические характеристики  яхты «Ассоль»

Корпус состоит из двух основных стеклопластиковых секций, которые формуются отдельно. Толщина обшивки составляет 4,5 мм., а рубки и палубы 3,2 мм. Конструкция яхты предусматривает разделение внутреннего пространства тремя поперечными водонепроницаемыми переборками, заполненными пенопластом и отделение трех самостоятельных отсеков: каюты, форпика и ахтерпика.

Форпик предусмотрен для хранения вещей, которые используются редко, так как во время движения люк в переборке отделяющей его от каюты должен быть наглухо задраен. В ахтерпике предусматривается установка двигателя, и баков для горючего и шкиперского оборудования, он так же надежно закрывается герметичным люком.

Каюта разделена небольшой переборкой на кокпит и место для отдыха, где устанавливаются щиты с матами, образуя спальные места. Кокпит оборудован рундуками, которые так же используют в качестве сидений. Для того чтоб яхта по цене была более доступна ее создатели оставили только необходимые детали и убрали всякие излишества.

Она комплектуется комплектом парусов, в который входит грот, стаксель и штормовой стаксель площадью 2 м2. Предусмотрена простая схема крепления мачты стоячим такелажем, а при аварийных ситуациях, перерубав с наветренного борта талреп из пенькового троса, есть возможность быстро ее демонтировать.

Характеристики яхты “Ассоль”:

  • общие габариты судна без мачты составляют:  5,83 х 2,0 х 1,87 метров;
  • наибольшая длина судна составляет:  5,53 метра;

Характеристики яхты “Ассоль”

Общие габариты яхты “Ассоль” без мачты составляют: 5,83 х 2,0 х 1,87 метров

  • по конструктивной ватерлинии (КВЛ):  4,9 метра;
  • наибольшая ширина:  1,96 метр;
  • ширина по КВЛ:  1,64 метра;
  • высота борта на миделе;  0,76 метров;
  • осадка яхты плавником:  0,6 метра;
  • осадна яхты со швертом:  1,2 метра;
  • парусное вооружение выбрано по самому распространенному для одномачтовых яхт типу – «Бермудский шлюп» общей площадью – 13,66 м2
  • порожнее водоизмещение судна:  630 килограмм;
  • полное водоизмещение:  1070 килограмм;
  • скорость оснащенного 12 силовым двигателем судна составляет:  11 км/час.

Эксплуатационные особенности “Ассоль”

Конструкторское бюро Нептун постоянно продолжало совершенствовать конструкцию яхты Ассоль, улучшая ее надежность внешний вид и эксплуатационные качества. Так как первая модель была выпущена в 1973 году, с тех пор по желанию и обращениям людей, которые эксплуатировали данную модель яхты, были внесены значительные изменения.

В частности изменена конструкция входа в каюту, предусмотрен боле комфортный, но и более дорогой вариант яхты. Благодаря тому, что она производится из стеклопластика, нет необходимости каждый год очищать ее днище, шпаклевать и красить его, достаточно просто хорошо промыть водой.

Конечно, яхта с такими показателями совсем не интересна профессиональным яхтсменам, она по задумке создателей, работавших еще в Советском Союзе, должна была сделать массовым и популярным, активный отдых советских граждан на воде. Если судить по конструктивным характеристикам яхты, она действительно получилась для массового потребителя.

Отзывы владельцев яхты «Ассоль»

В письмах капитанов «Ассолей» в основном содержится положительная оценка эксплуатационных качеств яхты, сообщается о недоработках проекта и конструкции, которые не представляется возможным исправить самостоятельно, об усовершенствованиях, внесенных в оборудование и оснастку экипажами яхт.

Процитируем выдержки из наиболее обстоятельных писем, поступивших от ленинградцев О. Н. Абакумова и В. М. Алексеева, киевлянина А. Р. Симоновича и саратовца Н. А. Арефьева. Кстати, они отражают опыт эксплуатации «Ассоли» на различных бассейнах Европейской части Советского Союза — на Финском заливе и Ладожском озере, на Днепровских водохранилищах и Волге.

Вот что пишет Н. А. Арефьев: яхта «Ассоль» показала себя хорошим ходоком в различных погодных условиях. Удобна малая осадка, что позволяет заходить в мелководные участки водохранилищ, в устья малых рек».

А вот строки из письма А. Р. Симоновича: «В крейсерской гонке «На кубок Большого Днепра» по Днепровским водохранилищам яхта, принадлежащая Белякову, по крутизне хода в бейдевинд и скорости не уступала другим судам близких размерений, если не было большой волны. Свежий ветер и крутая волна буквально останавливают ее. Яхта начинает лежать на руле.

Запорожское водохранилище наша «Ассоль» пересекла со средней скоростью 5 уз на фордевинде при ветре 3-4 балла. При этом мы несли спинакер площадью 26 м². Все яхты типа «Ассоль» показали себя в этой гонке надежными и быстроходными для своих размерений судами».

К практически неустранимым недостаткам капитаны относят два: «При полной нагрузке и размещении подвесного мотора в ахтерпике яхта начинает сильно «тянуть» воду транцем. Передняя кромка фальшкиля отвесная, поэтому цепляет все на своем пути — водоросли, сети и т. п.» (Арефьев).

Характеристики яхты “Ассоль”

«Выяснилось, что при полностью загруженной яхте  осадка ее больше паспортной: 0,75 вместо 0,60 м» (Абакумов)

«Выяснилось, что при полностью загруженной яхте (4 человека с туристским снаряжением и месячным запасом продовольствия) осадка ее больше паспортной: 0,75 вместо 0,60 м» (Абакумов).

Неудачно крепление оси шверта. Об этом сообщает И. Н. Беляков из Киева: «В «пляске» на мертвой зыби шверт повис под яхтой на шверт-талях. И это не единичный случай: у нас в клубе на одной яхте шверт уже потерян и с завода доставлен новый».

К качеству изготовления яхт количество претензий в последние годы значительно уменьшилось. Если раньше отмечались небрежность в формовании корпусов и их сборке, отслаивание приформовок и т. п., то сейчас главным недостатком является «шелушение» наружного декоративного слоя. Кроме того, вызывает нарекания отделка дельных вещей и деталей парусного вооружения, покрой парусов.

Более опытные яхтсмены, ставшие владельцами «Ассолей», уже несколько лет принимают участие в соревнованиях. Например, о гонках московских «Ассолей» нам сообщили Н. Ш. Глазовский и Д. А. Зуперман. В навигацию 1981 г. эти яхты стартовали в пяти регатах, две из которых были организованы Московским городским клубом туристов и водно-моторным клубом «Рассвет» ОСВОДа РСФСР специально для «Ассолей».

При обмере по правилам IOR гоночный балл «Ассолей» составляет 4,2-4,3 м, но гоняться им приходится по минимально допустимому по правилам баллу 4,88 м. Все яхты, приспособленные для гонок, имеют увеличенную примерно до 16 м² парусность, оснащены спинакерами площадью 30 м² для слабого ветра и 12-14 м² для ветра до 5 баллов.

Разумеется, интересы яхтсменов-гонщиков оказываются гораздо шире, чем у любителей прогулочно-туристских плаваний, на которых рассчитана «Ассоль». Вряд ли имеет смысл превращать это судно в яхту, полностью отвечающую правилам обмера и безопасности прибрежных морских гонок.

Отзывы владельцев:

  • Арефьев: перечень недостатков, устраняемых силами экипажей, несравненно больше: «Дно кокпита имеет наклон в сторону носа, вследствие чего в передней его части постоянно скапливается вода. Мы сделали шпигат из кокпита в швертовый колодец. Отнесенные в корму ванты очень неудобны: при плавании полными курсами не позволяют травить грот до места. Мы завели ахтерштаг на кормовой выстрел и перенесли точку крепления вант вперед, на отбуртовку корпуса».
  • Абакумов: «При полной нагрузке яхта дифферентуется на корму и работающий мотор оказывается погруженным в воду почти на всю длину «ноги». Подмоторный кронштейн пришлось поднять на 60 мм и нарастить штатную подмоторную доску до высоты 225 мм. Архитектура гладких комингсов кокпита радует глаз, но при качке не за что ухватиться. Чтобы устранить этот недостаток, мы сделали дубовые поручни. Неудачно решен узел вывода стаксель- и грота-фалов у шпора мачты: при спуске и подъеме парусов ходовые концы фалов, проведенные под металлическую скобу, истираются. Мы установили в стандерсе над скобой ось с двумя роликами. При смене галса один из стаксель-шкотов зацеплялся за детали мачты. Чтобы этого не происходило, из дубовой доски толщиной 20 мм и куска резинового коврика мы изготовили фартук, который надевается на стандерс».
  • Алексеев: «Чтобы в свежую погоду на полу и на сиденьях кокпита не образовывались лужи, мы установили здесь деревянные слани. Ходить по скользкой палубе опасно, поэтому пришлось уложить деревянные рейки — потопчины. На стеклопластиковых бортах и комингсах образуется конденсат. Оклеив конструкции изнутри войлоком, а поверх него — текстовинитом, мы избавились от этого недостатка. Чтобы шкотовый угол стакселя не задевал за детали мачты, поставили ограничивающий тросик от мачты к крыше рубки» .
  • Абакумов: «Мы своими силами дополнили оборудование судна: в носовой части рубки устроили шкафчик для мелких предметов и посуды; на пиллерсе под мачтой установили передвигающийся вверх и вниз столик с винтовым зажимом» (Алексеев). «В 320 мм от штатной носовой переборки установили новую с вырезом 520х600 мм в верхней части. За ней устроили рундук и по две полочки на каждый борт. Это не отразилось на обитаемости яхты».

Характеристики яхты “Ассоль”

В письмах капитанов «Ассолей» в основном содержится положительная оценка эксплуатационных качеств яхты

Скольжение палубы О. Н. Абакумов устранил, покрыв палубу нескользящей краской (смесь 70% пентафталевой эмали и 30% мелкозернистого песка). Наиболее обширный материал, содержащийся в корреспонденции, касается доработки яхты, благодаря которой улучшается обитаемость, комфорт и упрощается управление.

В одних случаях это не было предусмотрено проектом по оговоренной выше причине, в других — капитан «подстраивал» яхту «под себя». Так или иначе, эти сообщения заслуживают внимания. Во многих письмах высказывается пожелание проектантам улучшить конструкцию яхты: изменить обводы и оборудовать камбуз, гальюн, шкафы и пр.

Оцените статью
YachtInform
Добавить комментарий

Adblock
detector