Яхта Николая I. «Королева Виктория»
Яхта «Королева Виктория» входила в состав Балтийского флота и одновременно числилась среди судов Морского Гвардейского экипажа и Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба
Из чисто парусных императорских яхт богатым резным декором и комфортабельностью отличалась предназначавшаяся для императора Николая I яхта «Дружба», построенная на Охтинской верфи в 18251826 годах. Эта 12-пушечная яхта с парусным вооружением брига при водоизмещении 163 тонн имела длину 22, 9 метра и ширину 7, 97 метров. Ее носовую часть украшала фигура античного воина, а между пушечных портов, впервые в русском флоте, крепились резные белые двуглавые орлы на голубом фоне. В первые годы службы «Дружбы» Николай I любил ходить на ней по Финскому заливу. Яхта находилась в строю до 1848 года.
В 1844 году в Англии на верфи Джозефа Уайта заложили для королевского двора новую яхту, но уже в процессе постройки было принято решение подарить ее императору Николаю I, посетившему Англию в мае того же года. Эта двухмачтовая яхташхуна при водоизмещении 257 тонн имела длину по палубе 38, 1 метров, наибольшую ширину 7,6 метров и осадку 3, 8 метра.
Яхта, построенная для русского императора «с благосклонного разрешения» английской королевы получила наименование «Королева Виктория». По отзывам современников, яхта представляла собой настоящий плавучий дворец.
Ее отличали красивые, заостренные очертания корпуса и строгие пропорции, носовую часть украшали резной орнамент и фигура королевы со скипетром и державой. Парадные каюты были отделаны розовым деревом и кленом «птичий глаз». В одном из салонов в простенках между зеркалами висели 12 небольших картин английского художника-мариниста Н.-М. Конди Младшего.
На полотнах, написанных в 1844-1846 годах, живописец запечатлел русские военные корабли у берегов Англии и парусные гонки во время посещения Николаем I Англии в 1844 году. Среди прочих предметов убранства для «Королевы Виктории» изготовили специальный фаянсовый сервиз, основным элементом декора которого было изображение государственного герба Российской империи и ленты с названием яхты в центре тарелок.
Семья Николая I в течение 29 лет совершала на яхте «Королева Виктория» морские прогулки по Финскому заливу
В дальнейшем для каждой императорской и великокняжеской яхты на лучших фарфоровых и стеклянных заводах России и Европы изготавливались подобные сервизы, состоявшие из столовой, десертной и кофейно-чайной частей и насчитывавшие иногда более 1000 предметов. Их форма и декор выполнялись в различных исторических стилях, соответствовавших художественному убранству и отделке интерьеров яхт.
Яхта «Королева Виктория» входила в состав Балтийского флота и одновременно числилась среди судов Морского Гвардейского экипажа и Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба (основанного 1 мая 1846 года по указу Николая I), участвуя иногда в парусных гонках крупных яхт.
Семья Николая I в течение 29 лет совершала на яхте «Королева Виктория» морские прогулки по Финскому заливу. 6 сентября 1875 года яхта потерпела аварию на рифах у входа в Бьерке-Зунд, но была отремонтирована. Из состава Балтийского флота она была исключена только в конце 1884 года.
При Николае I Балтийский флот был переоснащен новейшими по конструкции и вооружению паровыми кораблями. Император, оценив преимущества в скорости паровых судов, независимых от направления ветра, с 1826 года для деловых поездок по Финскому заливу и Балтийскому морю использовал пароходы «Ижора», «Геркулес», «Невка».
Практически, с 1826 года императоры для своих поездок использовали пароходы или паровые яхты и только изредка для прогулок по Финскому заливу – парусную «Королеву Викторию».
Императорская яхта Николая II «Штандарт»
Удивительную историю этого корабля раскопал историк Г.И. Зуев. Оказывается, ветеран флота во многом разделил судьбу своей страны и времени. За 65 лет морской службы корабль, которому бы, казалось, судьбой было предначертано развлекать императорскую семью и их гостей, героически сражался в трех войнах, был участником великих исторических событий.
Да, его палуба и роскошные салоны видели монархов и известных государственных деятелей. Но корабль пережил и унизительный период забвения, а затем вновь возродился, чтобы служить Балтийскому флоту и защищать Отечество. Ему дважды вручались гвардейские знамена, и его трижды переименовывали.
Началась же его история с того, что 27 сентября 1893 года петербургские газеты опубликовали телеграмму из Копенгагена, извещающую жителей столицы о том, что «государь император сего числа повелеть соизволил строящийся здесь пароход числить императорской яхтою. Закладку корабля назначить в пятницу, 1 октября…»
В этот же день временно-управляющий Морским министерством генерал-адъютант А.Кремер издал приказ по морскому ведомству № 123, оповещавший о решении императора Александра III «строящийся в Копенгагене пароход наименовать императорской яхтою “Штандарт”». А 27 ноября особым распоряжением генерал-адмирала, великого князя Алексея Александровича яхту включили в список судов 1-го ранга 5-то флотского экипажа.
Названная в честь первого русского корабля на Балтике — петровского 28-пушечного фрегата, построенного на Олонецкой верфи, императорская яхта «Штандарт» стала четвертым по счету российским кораблем, носящим это им
Хотя строительство шло без задержек, на торжественном спуске на воду флагмана эскадры императорских яхт присутствовал уже новый российский монарх — Николай II, по повелению которого адмирал Ф.В. Дубасов телеграфировал из Копенгагена в Петербург: «Сегодня, 26 февраля 1894 года, в 2 ч 15 минут императорская яхта “Штандарт”, невзирая на лед, замечательно плавно сошла на воду… на спуске присутствовали датский наследный принц, принцесса и члены королевской семьи».
Названная в честь первого русского корабля на Балтике — петровского 28-пушечного фрегата, построенного на Олонецкой верфи, императорская яхта «Штандарт» стала четвертым по счету российским кораблем, носящим это имя.
Это было хорошее для своего времени судно, имевшее водоизмещение 5400 т, при длине 128 м. Условиями контракта с заводом-строителем предусматривалась установка на «Штандарте» двух главных паровых машин тройного расширения, которые на приемных испытаниях развили мощность в 12 000 л. с. при наибольшей частоте вращения 90 об/мин.
Скорость яхты достигла на приемных испытаниях 22 узлов, а экономический ход корабля составлял 14 узлов при задействованных 12 котлах из 24. А запасы угля в 680 т обеспечивали дальность плавания корабля экономическим ходом около 1400 миль.
Интересно, что на палубе «Штандарта» были установлены четыре 47-мм орудия. Правда, предназначались они, в основном, для торжественных салютов, а не для обороны корабля.
Борта императорской яхты были тщательно покрыты черным каретным лаком, а чуть выше ватерлинии была проведена золотая полоса. Судовые помещения тщательно отделали ценными породами дерева, щедро украсили золоченой бронзой и разноцветной тисненой кожей. Центром корабля являлись императорские покои — огромная гостиная, просторный царский кабинет, спальная, ванная комната. Рядом располагались пышные апартаменты царицы. По бортам разместили каюты статс-дам, камер-фрейлин, обер-гофмейстера.
«Штандарт», всегда готовый к походу, постоянно стоял на якоре на Кронштадтском рейде. На нем несли службу командиры и офицеры из гвардейского экипажа, кандидатуры которых утверждались самим царем. Как правило, это были моряки, имевшие определенный опыт службы на других кораблях и побывавшие в боевых операциях.
Члены царской семьи регулярно совершали на «Штандарте» путешествия по Балтийскому и Черному морям, наносили официальные визиты главам других государств. Николай II ежегодно с семьей и свитой летом некоторое время проводил в плавании и в финских шхерах, осматривая живописные бухты и острова.
Летом 1907 года яхта, которую вел финский лоцман Иоганн Блум-квист, водивший 35 лет корабли в районе шхер, неожиданно наскочила на камень, не указанный на карте. Машины были остановлены, и на яхте объявили аварийную тревогу.
При ударе о камень дал трещину форштевень, появились две пробоины в носовой части, были затоплены две передние кочегарки, помято первое дно под машиной и выгнут фундамент в кормовой кочегарке. Императорская семья была пересажена на посыльное судно «Азия» и доставлена на борт колесной яхты «Александрия».
Капитан и команда остались на борту ликвидировать последствия аварии.
Судно удалось спасти. Тем не менее 12 ноября 1907 года в зале Морской библиотеки Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге состоялся суд над виновниками аварии, в числе которых значился и командир «Штандарта» И.И. Чагин. Суд учел боевые заслуги Ча-гина в Цусимском сражении, где тот командовал крейсером «Алмаз», и всего лишь объявил ему выговор, отстранив от командования императорской яхтой.
Однако Чагина такой приговор не устроил, и он подал кассационную жалобу. Повторный суд, состоявшийся 21 декабря, полностью оправдал его и восстановил его в качестве командира «Штандарта». Позднее И.И. Чагин даже был зачислен в свиту царя и произведен в контр-адмиралы.
Злополучный камень достали со дна моря, привезли в Кронштадт и положили с соответствующей надписью в Петровском парке.
В 1906 году на яхте смонтировали совершенные по тому времени приборы дальней связи, о чем 1 июня командир доложил в Управление Морского генерального штаба: «На вверенной мне яхте установлены аппараты искрового телеграфа системы “Телефункен”. Контрольный район действия — 100 миль, как для отправления, так и для получения радиограмм».
В 1912 году «Штандарт» был отправлен на Франко-Русский завод для капитального ремонта
В 1912 году «Штандарт» был отправлен на Франко-Русский завод для капитального ремонта. На судне провели ремонт главных машин и вспомогательных механизмов, заменили водяные коллекторы и нижние трубки котлов. Но царю плавать на отремонтированной яхте уже не довелось.
Спустя шесть лет яхта была переименована, получив название «18 Марта» — в память о первом дне Парижской коммуны, и на долгие годы корабль поставили в Военную гавань Кронштадта. О ней вспомнили лишь 14 января 1927 года и стали думать, что с ней делать. Яхта требовала восстановительного ремонта и замены части оборудования. Так, например, требовались новые котлы, поскольку те, что планировалось поставить при ремонте 1914 года, по стечению обстоятельств были отправлены на крейсер «Аврора».
Средств на это не нашлось, и яхту решили использовать как базу для подводных лодок. «Яхту необходимо переоборудовать для обслуживания дивизиона подводных лодок, с установкой на ней дизелей для зарядки аккумуляторов, с трюмами, мастерскими, а также палубами для размещения 200 человек команды», — решили специалисты.
Еще одно предложение заключалось в переоборудовании яхты для транспортировки торпедных катеров в район боевых действий. По мнению начальника Технического управления Балтфлота, «вооруженный новыми мощными шлюпбалками или стрелами модернизированный корабль мог бы разместить на своей палубе до 46 торпедных катеров. Скорость хода “Штандарта” допускает плавание модернизированного судна совместно с эскадрой».
В конце концов был задействован третий вариант, согласно которому, бывший «Штандарт» решили переделать в минный заградитель. Заодно 22 января 1934 года командующим Морскими силами Балтийского моря М.Л. Галл ером был отдан приказ о переименования «Штандарта» в «Марти».
Корабль худо-бедно отремонтировали, и после ряда проволочек 25 декабря 1936 года «Марти» официально вошел в состав КБФ. Корабль и его экипаж в новой ипостаси вписали яркие страницы в историю Балтийского флота.
Бывший «Штандарт» решили переделать в минный заградитель
Немалая заслуга в этом его командира, капитана 1-го ранга Н.И. Мещерского. Под его руководством «Марти» стал образцовым кораблем — флагманом соединения заграждения и траления КБФ. В 1939 году корабль выполнил постановку мин у побережья Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота.
Уже в ночь на 23 июня 1941 года отряд кораблей в составе минных заградителей «Марти» и «Урал», лидеров «Ленинград» и «Минск», нескольких эсминцев вышел в море для постановки мин в устье Финского залива. За первые шесть месяцев войны в трудных навигационных условиях, при тяжелой минной обстановке, под обстрелами и бомбежками экипаж «Марти» произвел десять минных постановок.
В октябре 1941 года Военный совет Ленинградского фронта приказал приступить к эвакуации защитников полуострова Ханко. Операция производилась скрытно, в несколько этапов. Первый отряд кораблей в составе эскадренных миноносцев «Стойкий» и «Слава», минного заградителя «Марти» снялся со швартовов и, пользуясь наступающей темнотой, двинулся в путь.
Ночью на пути к Ханко в правом параване минного заградителя взорвалась мина. От сотрясения на корабле вышел из строя генератор. Погас свет. Три котла дали течь, вышли из строя почти все грузоподъемные средства правого борта, в рубке сорвало штурвал.
Силой взрыва был погнут шток одного из цилиндров машины. И все шел «Марти», дошел до Ханко и принял на борт два дивизиона 343-го артполка, всю артиллерию 270-го стрелкового полка и боезапас.
Корабль с тяжелыми повреждениями выполнил боевое задание, благополучно доставил в Кронштадт 2029 защитников Ханко и 60 орудий.
Минный заградитель «Марти»
Суровой, полной испытаний оказалась для экипажа «Марти» зима 1941 года. Скованный льдом, минзаг был лишен маневра. И хотя «Марти» был замаскирован, в него несколько раз попали вражеские снаряды. Отражая атаки вражеской авиации, его команда сбила 6 самолетов противника. Удостоены боевых наград 117 матросов, старшин и офицеров.
В послевоенные годы «Марти» продолжал находиться в строю. В 1948 году корабль в третий раз был переименован и стал называться «Ока». Это случилось после публикации в газете «Юманите» статьи Андре Марти с резкой критикой ВКП (б) и лично И.В. Сталина.
В начале 50-х годов корабль-ветеран был выведен из состава боевого флота, разоружен и переоборудован в плавучую казарму. В последний раз корабль послужил флоту в 1961 году, когда командование Балтийского флота использовало его как мишень для испытательных стрельб нового ракетного оружия на морском полигоне. А то, что после этих стрельб осталось, отправили на металлолом.
«Полярная звезда» Александра III
- Заложена 20 мая 1888 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
- Водоизмещение 3950 т. Размерения 106,5 х 13,8 х 5,2 м.
- Воружение 4 – 47 мм
- Бронирования нет
- Механизмы 2 паровых машины 6496 л.с. 10 котлов, 2 винта
- Cкорость 17.5 узла Дальность плавания 1860 миль на 12 узлах. Экипаж 19 офицеров и 311 матросов.
«Полярную звезду» Александра III задумывали первоначально как крейсер с соответствующим вооружением и броневой защитой. Официальная закладка судна состоялась 20 мая 1888 года на Балтийском заводе, строительство завершилось в марте 1891 года. При проектировании «яхты-крейсера» завод в качестве прототипа использовал чертежи английских крейсеров «как наиболее исследованных в техническом отношении». По первоначальному проекту предполагалась палубная броня толщиной 38,1 мм. и довольно серьезное вооружение – восемь 152-мм. и четыре 107-мм. орудия, шесть 47-мм. скорострельных пушек Гочкиса и две минные (торпедные) бортовые аппараты в носу и корме.
При полном водоизмещении 3750 т. наибольшая скорость хода должна была составить 17 узлов, а дальность плавания экономической скоростью 8 узлов определялась в 12 500 миль.
В процессе работы над проектом было дано указание «…не жертвовать удобствами яхты в угоду ее крейсерскому назначению». Уже в процессе постройки было принято окончательное решение использовать корабль «…исключительно для яхтенной службы», поэтому от брони решили отказаться, а из артиллерии осталось только шесть 107-мм. орудий, позднее замененных на четыре 47-мм. пушки Гочкиса.
Особую ценность представляло внутреннее убранство «Полярной звезды», исполненное по эскизам художников Н.В. Набокова и Н.Д Прокофьева и напоминавшее роскошные дворцовые апартаменты.
Обшивка помещений и мебель, выполненные на петербургской фабрике А.Ф. Свирского, были изготовлены из дорогих пород дерева: тикового, красного, лимонного, карельской березы, венгерского ясеня, а также клена, груши, дуба, ореха. Особенно выделялся огромный царский салон, отделанный инкрустированным деревом.
Значительная часть кормовой части судна отводилась под императорские помещения. Императорская кормовая рубка делилась переборкой на две части: вестибюль и курительную комнату. Из вестибюля трап вел на первую палубу в обширный императорский столовый зал на 14 окон.
Вдоль правого борта «Полярной звезды» располагались: кабинет императрицы на два окна, спальня императрицы, спальня императора и кабинет императора Александра III.
Для дальних плаваний императорской семье были созданы максимально комфортные условия; среди подсобных помещений имелись, в частности, коровник и каюта для коровницы, чтобы обеспечивать детей свежим молоком. В отличие от помещений, предназначавшихся для царской семьи, кубрики экипажа яхты, насчитывающего 313 человек, отличались теснотой и простотой отделки.
Торжественный спуск яхты на воду состоялся 19 мая 1890 года
Торжественный спуск яхты на воду состоялся 19 мая 1890 года. После проведения испытаний в марте 1891 года «Полярную звезду» приняли в состав кораблей Балтийского флота и причислили к Гвардейскому экипажу. Новая яхта имела полное водоизмещение 4150 т., длину 96,2 м. и развивала скорость хода до 19,3 узлов. Полная стоимость яхты составила 3 557 100 руб., тогда как строившийся одновременно с ней крейсер I ранга «Память Азова», имевший скорость всего 17 узлов, обошелся в 3 690 254 руб., включая стоимость артиллерии.
На «Полярной звезде» Александр III и Мария Федоровна посещали Финляндию и Данию. В финские шхеры царская семья обычно уезжала летом, а завершением летнего отдыха чаще всего была поездка в Данию, в родовой замок принцессы Дагмары – Фреденсборг. Вместе им удалось сделать это только два раза, в 1891 и 1893 году.
Лето 1894 года Александр III по настоянию врачей провел в Ливадии, поэтому императрица Мария Федоровна в первый раз отправилась в одиночестве на «Полярной звезде» в Копенгаген. Впоследствии она посещала столицу Дании почти ежегодно вплоть до августа 1913 года, когда побывала там на яхте в последний раз. Тогда же, в июне 1894 года цесаревич Николай Александрович отправился на «Полярной звезде» в Англию, где состоялась его встреча с невестной – принцессой Алисой ГессенДармштадтской, гостившей у своей бабушки, королевы Виктории. 20 сентября того же года «Полярная звезда» вышла из Кронштадта в Крым, чтобы забрать находившегося в Ливадии тяжело больного Александра III и доставить его для лечения на остров Корфу.
20 октября в Ферроле на яхте получили сообщение о внезапной кончине императора. 22 февраля 1895 года яхта ушла из Крыма и, сделав заходы в Батум, Константинополь, Пирей и Алжир, 27 июня 1895 года прибыла в Кронштадт.
В 1896 году «Полярная звезда» сопровождала «Штандарт», на котором Николай II и его супруга Александра Федоровна посетили Лондон, а затем отбыли во Францию. Начиная с 1896 до 1914 года «Полярная звезда» участвовала в смотрах Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств. В июне 1897 года «Полярная звезда» была предоставлена в распоряжение короля Сиама Чулалонгкорна, прибывшего в Россию с официальным визитом. Несколько дней король провел в Петергофе. Он остановился в восточном флигеле Большого дворца, на Ольгинской половине, все покои которой были пышно декорированы тропической зеленью.