Что такое Траулеры? Какие они бывают? И для чего используются? На все эти вопросы мы ответим в этой статье, рассмотрим виды промысловых судов, как они устроены и какие они бывают, изучим некоторые модели разных фирм производителей траулеров и их характеристики.
Что такое Траулеры?
Траулеры — это суда экспедиционного класса, как правило, со стальными корпусами, имеющие неограниченный район плавания.
Скошенная или прямая «траулерная» рубка придает им сходство с профессиональными судами — буксирами или рыболовными судами. Собственно, от них они и берут начало. Надежные корпуса с повышенной мореходностью, рассчитанные на самые жесткие условия, стали основой для современных комфортных экспедиционников. Такие яхты универсальны — они обладают высокой автономностью, что позволяет совершать длительные морские переходы. Также их активно используют профессионалы, ценящие экспедиционные суда за надежность.
В последние годы стали появляться траулеры со стеклопластиковыми корпусами, по прочности они уступают стальным, однако они также имеют свои преимущества, не последнее из них — меньшая цена.
В принципе, рынок этих судов не особо велик, хотя возросший спрос клиентов подстегнул верфи развивать этот сектор, предлагая инновационные решения и нестандартные дизайны. Современные траулеры могут быть весьма эффектными судами.
Промысловые суда
Развитие промысловых судов сильно ускорилось после второй мировой войны. Для обеспечения человечества пищей и покрытия потребности в белке все интенсивнее начинали использовать резервы морей. При этом важно, чтобы лов рыбы и переработка улова осуществлялись экономично и рационально. Если грузовые и пассажирские суда являются чисто транспортными, то промысловые суда – одновременно производственные и транспортные; у некоторых промысловых судов новых типов производственные средства стоят даже на первом месте. Методы рыболовства, принятые для этого оборудования, район эксплуатации, способы переработки и хранения улова определяют форму и, соответственно, тип промыслового судна.
Куттер
Судно для ловли рыбы тралом в прибрежных и мелководных районах моря. В этом случае речь идет о гладкопалубных судах с большой седловатостью, с расположенными в корме рубкой и машинной установкой.
Куттеры имеют длину примерно от 10 до 30 м. Мощность дизельной энергетической установки 22—221 кВт, а вместимость изолированного рыбного трюма для хранения положенной в лед рыбы от 5 до 150 м3.
Корпус судна и рубка изготовлялись раньше из дерева: в настоящее время для этого применяют преимущественно сталь, а также армированные стекловолокном сложные эфиры или легкие сплавы. Раньше для куттеров было характерным парусное вооружение. В наши дни паруса, если они еще применяются, служат только для повышения остойчивости судна, так как давление ветра на поверхность паруса может эффективно демпфировать качку.
Логгеры
Суда длиной 30—40 м для дрифтерного лова в большом каботажном плавании. Они используются для ловли сельди и семги.
Надстройки расположены в корме, только изредка встраивается короткий бак. Корпус судна и надстройки сделаны из стали. Мощность главного двигателя и скорость хода относительно малы (около 110 кВт и 8 уз).
Логгеры имеют только один трюм (для бочек), так как добытая рыба очищается путем удаления жабр и внутренностей и, после того как стечет кровь, укладывается в бочки и засаливается (консервируется).Так как логгеры эксплуатируются для сезонного лова, с целью увеличения рентабельности был создан тип логгера, который может использовать как дрифтерные сети, так и тралы. Комбинированные логгеры кроме трюма для бочек имеют трюм для свежей рыбы или трюмы с холодильными установками. Для облегчения дрейфа при вытравленных сетях логгеры оборудовали раньше парусами значительной площади. Нынешние комбинированные логгеры имеют только фок и бизань.
Траулеры
Траулеры – это суда длиной 30—70 м для лова тралами. Они используются в морском рыболовстве в более или менее отдаленных районах.
Пойманная рыба очищается, моется, сушится и сортируется по величине, затем складывается в слои льда в рыбном трюме, разделенном садками, либо консервируется солью. На больших траулерах вымытая рыба содержится в свежем состоянии благодаря замораживанию и хранению в рефрижераторных трюмах; если траулер оборудован рыбомучной установкой, внутренности и прилов перерабатываются в рыбную муку, в противном случае они выбрасываются за борт. Малые траулеры имеют двигатель (дизель) мощностью примерно 221 кВт, большие траулеры для удаленных районов могут иметь двигатель до 1571 кВт. Скорость свободного хода 11—16 уз, а хода с сетями 3—5 уз. У этого типа рыболовных судов различают траулеры бортового и кормового траления; траулеры кормового траления в большом количестве строятся примерно с 1960 г. У траулеров бортового траления сети выметываются, буксируются, а также выбираются вдоль правого борта с помощью вайеров.
Машинное отделение расположено в корме; над ним размещены палубные надстройки (у малых траулеров – рубка). Рыбные трюмы находятся в средней и носовой части траулера. С носа рабочая палуба защищена, баком. У траулера кормового траления сети выметываются, буксируются и выбираются через кормовой слип, который начинается ниже уровня воды и доходит до рабочей палубы. Рабочая палуба расположена позади мостика в средней части судна. На больших траулерах кормового траления улов очищается, моется и сортируется не на открытой палубе, а на палубе, расположенной под ней. Оттуда обработанная рыба в корзинах транспортерами подается к рыбным трюмам, расположенным в носу, и укладывается в лед, либо замораживается и укладывается в трюмы глубокого охлаждения (на морозильных траулерах).
Как устроены морские суда
Добывающе-перерабатывающие суда
Это суда для морского рыболовства. Они похожи на торговые и предназначены прежде всего для удаленных районов лова.
Как и у траулеров кормового траления, лов происходит обычно через кормовые слипы; иногда применяется также бортовое траление. Добытая рыба перерабатывается в готовые продукты, такие как филе, рыбные консервы и консервы из печени, рыбий жир и рыбная мука. Добывающе-перерабатывающие суда имеют длину 60—90 м, две сплошные палубы и длинную надстройку. Мощность энергетической установки составляет примерно 1470 кВт, скорость свободного хода 12—14 уз, а скорость траления примерно 4 уз. Машинное отделение и отделение вспомогательных механизмов находятся в средней части судна, а в носу – отделение холодильных машин.
Два-три изолированных рефрижераторных трюма расположены в носовой части судна между настилом второго дна и нижней палубой. Рыба из сетей ссыпается в бункер в подпалубном помещении, сортируется и перерабатывается. Обработка рыбы, например отделение голов, извлечение внутренностей, мытье и приготовление филе производится с помощью машин. Вручную обрабатывается только очень крупная рыба или рыба, для которой на борту нет соответствующих машин. Рыбное филе и мелкая чистая рыба укладывается на морозильные поддоны и консервируется глубоким замораживанием (до —30°С) в морозильных камерах.
После короткого поверхностного оттаивания замороженную рыбу вынимают из поддонов и, чтобы предотвратить высыхание, глазируют пресной водой. По транспортерам филе, предварительно упакованное в коробки, подается в трюмы с низкой температурой (около —20°С). Головы, внутренности и прочие отходы, а также прилов по шнековому транспортеру подаются к мукомольной установке и там перерабатываются в муку. Рыбья печень после очистки, промывки, сушки и размельчения в мясорубке либо упаковывается в консервные банки и консервируется, либо в варильных установках перерабатывается в рыбий жир. Обычно добывающе-перерабатывающие суда оборудуют также установками для изготовления рыбных консервов. Рыба, пойманная под конец лова, доставляется на сушу обычно в свежем виде во льду. Все транспортировочные процессы, включая хранение и разгрузку, механизированы, поэтому выполнение их проще, чем хранение и разгрузка свежей рыбы в слоях.
Суда-фабрики
Это похожие на грузовые суда длиной 120—160 м. Они принимают улов траулеров или логгеров и перерабатывают его в готовые к продаже продукты – филе, рыбные консервы, рыбью муку, рыбий и печеночный жир.
Эти суда обычно используются в удаленных районах лова и как суда-базы осуществляют также снабжение и обслуживание промысловых судов. Располагая энергетической установкой мощностью от 1470 до 2940 кВт, суда развивают скорость 12—14 уз; время работы в районе лова составляет 2—3 мес. Большая потребность в электрической энергии и хозяйственном паре должна удовлетворяться мощными электро- и парогенераторами. Общая мощность дизель-генератора составляет примерно 1,5 тыс. кВт.
Для установок по изготовлению рыбной муки, рыбьего и печеночного жира и консервов имеется вспомогательная парогенераторная установка производительностью примерно 12—18 т пара в час (давление пара до 2,75 МПа, температура до 280°С). Для сохранения улова свежим на борту судов-фабрик и промысловых судов ежедневно изготовляется примерно 20— 30 т льда. Чтобы снабдить эти установки и промысловые суда топливом, имеются цистерны на 2—4 тыс. т дизельного топлива. Кроме названных добывающе-перерабатывающих судов в больших рыболовных флотах используются также рефрижераторные и транспортные суда. Они доставляют улов в виде свежей рыбы или в состоянии предварительной консервации с промысловых флотов в разные порты для дальнейшей переработки.
Транспортные суда по форме корпуса, типу двигателя и расположению помещений соответствуют обычным грузовым или рефрижераторным судам.
Если они одновременно используются как флагманские суда рыболовного флота, их оснащают также большими цистернами для топлива, кладовыми для провианта, сетей и их частей мастерскими и установками для производства льда. Дополнительно суда могут быть оборудованы жилыми, общественными и санитарно-гигиеническими помещениями для сменных команд промысловых судов, а также помещениями для медицинского обслуживания промысловиков. Большим рыболовным флотам в отдаленных районах лова придаются также обслуживающие суда.
Это многоцелевые суда длиной примерно 60 м, оборудованные многочисленными устройствами и приспособлениями и обладающие хорошими мореходными качествами. Для ухода за больными из экипажей промысловых судов на них предусмотрены лазареты и операционные, а для снабжения обслуживаемых судов – кладовые (для провианта, промыслового оборудования, запчастей), а также ремонтные мастерские. Кроме того, обслуживающие суда могут быть оборудованы биологическими и метеорологическими лабораториями для исследований и наблюдений. Эти суда похожи на траулеры и оборудованы множеством промысловых приспособлений.
Китобойные базы и китобойные суда
Для промысла китов применяются китобойные базы и китобойные суда.
Бой китов, практически прекращенный в мировом масштабе с целью сохранения вида, производился главным образом в южных полярных морях.
С китобойных судов (китобойцев) охотились на голубых и горбатых китов, финвалов и кашалотов. К одной китобойной базе приписывалось примерно 5—15 китобойных судов водоизмещением около 1 тыс. т с энергетической установкой мощностью 1470— 2210 кВт, со скоростью 14— 17 уз, хорошей мореходностью и большой дальностью плавания (до 4 тыс. мор. миль). Характерными для китобойцев являются высоко поднятый нос, на котором стоит гарпунная пушка, и соединительный мостик, идущий от орудийной установки до надстройки.
Убитый с китобойца (гарпунированный) кит накачивается воздухом и буксируется к китобойной базе; иногда для этого используются китовые буксиры. Китобойные базы имеют водоизмещение 20—45 тыс. т и экипаж 250—400 человек; их скорость 14—16 уз. У более старых судов в качестве двигателя использовались паровые поршневые машины; суда, построенные в последнее время, оборудованы преимущественно дизелями. Вспомогательные и многочисленные обслуживающие механизмы размещены в кормовой части судна.
Чтобы втащить тушу кита массой до 150 т на верхнюю сплошную палубу (китовую палубу), в корме предусмотрен китовый слип с отверстием примерно 6X6 м, а на палубе – китовые лебедки с тяговым усилием до 0,5 МН и несколько маленьких лебедок с тяговым усилием 0,10— 0,15 МН, которые служат также для снятия жирового слоя и для разделки китов. Для переработки разделанных китов в китовый жир, китовую муку, замороженное мясо, мясной экстракт и консервы на борту имеется много перерабатывающих установок и вспомогательных машин, а также парогенераторы. Полученные продукты хранятся в больших цистернах и грузовых или рефрижераторных трюмах.
Примеры траулеров
Beneteau Swift Trawler 34
Французская верфь Beneteau начинала как производитель парусных яхт. Но есть мнение, что дизайнеры, специализирующиеся на парусниках, удачно проектируют и моторные лодки, так как работа с парусными яхтами учит их создавать пространство для жизни на борту буквально из ничего. Beneteau Swift Trawler 34 — удачный пример.
Яхта имеет ассиметричную планировку: боковой проход с правого борта, где расположен крытый пост управления, шире прохода с левого борта.
У поста управления есть дверь, которая в открытом и зафиксированном состоянии блокирует проход по правому борту и не позволяет встречному ветру проникнуть в кормовой кокпит, где обычно люди отдыхают. Beneteau Swift Trawler 34 — полуводоизмещающая лодка, созданная для спокойных переходов, продемонстрировала надежность даже в северных морях. Если ее эксплуатировать в водоизмещающем режиме, она еще и существенно экономит топливо. В 2010 году Beneteau Swift Trawler 34 получила награду Motor Boat of the Year в категории «Лучший рыболовецкий катер».
Характеристики
- Тип — motor
- Категории — Экспедиционные яхты и траулеры Полу-водоизмещающие яхты
- Длина — 11.14 м
- Ширина — 4 м
- Осадка — 1.1 м
- Водоизмещение — 7.4 т
- Двигатели — 1 x 425 л.с.
- Запас пресной воды — 320 л
- Запас топлива — 800 л
- Количество кают — 2
Azimut Magellano 43 HT
Полуводоизмещающую яхту Magellano 43 HT часто называют дизайнерским морским внедорожником. Внешне и, может, где-то внутренне, Magellano 43 HT близка к траулерам. Однако хотя по мореходным качествам эта модель Azimut существенно превосходит другие моторные яхты подобного размера, не стоит рассматривать эту лодку, как настоящий эксплорер. Magellano 43 HT остается идеальной яхтой для плаваний с семьей или в небольшой компании, и рассчитана на размеренные путешествия без спешки и скоростных рекордов.
В пользу этого говорят и показатели автономности Magellano 43 HT — на скорости близкой к максимальной (20 узлов) яхта пройдет всего лишь около 240 миль, зато в спокойном водоизмещающем режиме со скоростью 8 или 6 узлов лодка в состоянии покрыть без дозаправки 750 или 1117 миль соответственно.
Жилое пространство нижней палубы состоит из трех кают — очень просторной для 13-метровой лодки мастер-каюты, и двух гостевых кают на одного и двух человек. Салон главной палубы объединяет в себе все необходимые в длительном плавании функции — кают-компании, столовой и зоны отдыха.
Огромный хардтоп со стеклянными вставками обеспечивает хороший поток естественного освещения как в открытом, так и закрытом состоянии. Купальная платформа достаточно велика, чтобы на ней разместить тендер. Ну, а те клиенты, которые непременно захотят иметь яхту с флайбриджем, в качестве варианта могут рассмотреть аналогичную Magellano 43 с верхней палубой.
Характеристики
- Тип — motor
- Категории — Полу-водоизмещающие яхты Закрытые круизные яхты с хардтопом Экспедиционные яхты и траулеры
- Длина — 13.63 м
- Ширина — 4.4 м
- Осадка — 1.2 м
- Двигатели — 2 x Cummins QSB 5.9 305 л.с.; 2 x Cummins QSB 5.9 355 л.с.
- Максимальная скорость — 22 узлов
- Крейсерская скорость — 18 узлов
- Запас пресной воды — 600 л
- Запас топлива — 1680 л
- Количество кают — 3
Adagio Europa 44
Все траулерные моторные яхты линейки Europa от верфи Adagio отличаются одноуровневой главной палубой, где комфортный салон и просторный кокпит при открытых дверях образуют единую зону.
Младшая Europa 44 оборудована двумя каютами, причем планировка гостевой каюты по левому борту предусматривает два варианта — с широкой двуспальной кроватью или с двумя расположенными друг над другом койками. Флайбридж яхты сложно назвать подходящим для компанейского отдыха, хотя там присутствует мини-камбуз, но зато он весьма практичен в путешествиях за счет обилия свободного места и безопасно огорожен высоким релингом. Лодка оснащается двигателем с гребными валами и характеризуется широким диапазоном крейсерских скоростей.
Характеристики
- Тип — motor
- Категории — Экспедиционные яхты и траулеры
- Длина — 13.96 м
- Ширина — 4.1 м
- Осадка — 1.24 м
- Водоизмещение — 16 т
- Двигатели — 2 x 260 л.с. Volvo Penta D4, дизель
- Максимальная скорость — 14 узлов
- Крейсерская скорость — 12 узлов
- Запас пресной воды — 620 л
- Запас топлива — 1590 л
- Количество кают — 2
- Пассажировместимость — 8