Лодка «Янтарь» – это небольшое судно, вместимостью 3-4 человека, начало производства которого пришлось на 70-е года прошлого века. Лодка выпускалась на Калининградском лодочном заводе, она может оснащаться подвесным мотором мощностью до 15 л.с. Лодка в основном используется рыбаками для ловли, также она отлично подойдет для водных прогулок. В следующей статье мы подробно рассмотрим строение лодки «Янтарь». Ниже также будут представлены технические характеристики лодок «Янтарь» и «Янтарь-2».
О производителе мотолодок “Янтарь” и “Янтарь-2”
«Янтарь» — судостроительный завод в Калининграде (входит в состав ОАО «Западный центр судостроения»). Полное наименование — акционерное общество «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“». Основан в 1945 году.
«Янтарь» — судостроительный завод в Калининграде (входит в состав ОАО «Западный центр судостроения»)
АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» — единственное российское судостроительное предприятие, которое расположено в юго-восточной незамерзающей части Балтики, вблизи от крупнейших индустриальных центров Европы. Это способствует тому, что корабли и суда, построенные на заводе «Янтарь», пополняют военный и гражданский флот в любое время года.
Основную долю в портфеле заказов АО «ПСЗ «Янтарь» традиционно составляют боевые корабли в рамках выполнения государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества. На заводе активно развивается и гражданское судостроение. ПСЗ «Янтарь» стал первым предприятием современной истории, взявшим на себя ответственность за обновление рыболовецкого флота страны.
В декабре 2016 г. был подписан контракт на строительство серии траулеров-сейнеров проекта SK-3101R для Рыболовецкого колхоза им. Ленина (Петропавловск-Камчатский). Основная специфика АО «ПСЗ «Янтарь» — корабли и суда с высокой степенью технического насыщения.
Общие сведения о лодке “Янтарь”
Янтарь — моторная лодка, выпускалась калининградским заводом «Янтарь»c 1970-х годов, аналогична лодке Вега, но отличие от неё имеет цельносварной корпус из алюминиево-магниевоего сплава толщиной 1,5-2ммл. Лодка оборудована ветровым стеклом, может оснащаться подвесным мотором мощностью до 15 л.с., сиденьями с деревянными спинками, под которыми размещены герметичные ящики непотопляемости объемом 150 л.
Корпус глиссирующий, с небольшой килеватостью днища. Янтарь — была первой моторной лодкой, выпускаемой в СССР, с цельносварным корпусом, из деталей сделанных на прессе, что уменьшало трудоемкость изготовления корпуса. Первые, опытные, партии были выпущены в 1968—1969 годах, после испытаний были переработаны элементы конструкции днища и усилена жесткость транца. Откорректированная версия серийно выпускалась под называнием «Янтарь-2».
Лодка Янтарь – небольшая лодка вместимостью 3-4 человек. Первая лодка имеющая цельносварной корпус из АМг сплава, который дешевле дюралевого, но в то же время и менее прочный. Лодка оборудована съемным ветровым стеклом, мягкими сиденьями со съемными спинками, деревянными решетчатыми пайолами и веслами.Воздушные подушки под сидениями делают лодку непотопляемой.
Лодка имеет и мореходные качества, но в условиях сильных волн приходится снижать скорость, да и коррозия со временем даст о себе знать.Проводимые в Калининградском заливе испытания лодки доказали ее устойчивость которая сохраняется даже при размещении двух пассажиров на одном борту. Испытания прочности на волнениях и с двигателем «Вихрь», к сожалению, показали не очень удовлетворительные результаты.
Оптимальный двигатель на лодку будет «Москва-М» со скоростью 20 км/ч. Идея лодки из цельносварной конструкции оказалась довольно не плохой и получила свое продолжение в модели лодки Янтарь-2.
В этом варианте судно немного укрепили, изменением количества связей и увеличением жесткости днища и транца. Завод, изготавливающий «Янтарь», создал целый цех с последовательным производством, для изготовления этих лодок. А идея цельного днища из одного листа, получила патент. «Янтарь» в основном используют для прогулок, и является отличным помощником рыбакам любителям.
Характеристика лодки “Янтарь”
Лодка “Янтарь” – первая цельносварная мотолодка выпущенная в СССР. Ранее лодка носила имя “Вега” и производилась из дюралюминия (имела клепанную конструкцию). Аллююминиево-магниевый сплав применяемый при производстве моторной лодки “Янтарь” содержащий 4—5% магния, обладает целым рядом преимуществ перед дуралюмином, который сейчас стал почти традиционным для постройки лодок материалом.
Прежде всего, листы из сплава АМг позволяют применять прогрессивные технологические процессы — объемную штамповку, аргоно-дуговую и контактную сварку без предварительной термической обработки заготовок, которая требуется для дуралюмина.Правда, прочность сплава АМг значительно ниже дюраля (предел прочности на разрыв 28 кг/мм2вместо 40—45) и стоит этот материал дороже (1 руб. за кг вместо 78 коп.).
Однако благодаря тому, что корпус лодки предполагалось штамповать целиком из одного листа, а ребра набора выполнять в виде гофров и зигов, количество деталей корпуса можно было сократить до минимума, значительно уменьшить длину стыковых и пазовых соединений.
Наше внимание привлек проект трехместной мотолодки «Москвичка», разработанный Г. С. Малиновским. Испытания, которые проводились в Калининградском заливе, показали, что лодка хорошо управляется и достаточно остойчива. Остойчивость сохраняется и при размещении двух пассажиров на одном борту. Мореходные качества лодки “Янтарь” проверялись при волне высотой до 0,7 м и оказались вполне удовлетворительными, хотя приходилось снижать скорость.
Небольшие размерения и вес, обводы, позволяющие вывести лодку весом 250—350 кг на режим глиссирования с наиболее доступными подвесными моторами мощностью 8—12 л. с, достаточная статическая и ходовая остойчивость обеспечивали гарантированный сбыт продукции. Обводы лодки позволяли штамповать корпус из одного листа.
На лодках первой серии поперечный набор был подкреплен, а на последующих — изменена его конструкция и увеличено количество связей
В 1968—1969 гг. была выпущена небольшая опытная партия моторных лодок “Янтарь” . Кроме обычных испытаний, на опытных образцах особое внимание уделялось выявлению всех особенностей сплава АМг в качестве основного материала корпуса, проверке прочности и надежности сварных соединений в конструкции из сравнительно тонких (δ = 1,5 -2 мм) листов металла.
На мерной линии с мотором «Москва-М» лодка показала скорость 20 км/час с тремя человеками и 30 км/час с одним человеком. При установке «Вихря» лодка буксирует воднолыжника. Что касается прочности корпуса, то испытания на волне под мотором «Вихрь» показали, что количество поперечного набора и его жесткость недостаточны.
На лодках первой серии поперечный набор был подкреплен, а на последующих — изменена его конструкция и увеличено количество связей. Одновременно пришлось усилить жесткость транца. В целом качественно сваренный корпус из тонколистового металла АМг можно считать вполне надежным, несмотря на значительные динамические перегрузки при глиссировании на волне.
Технические характеристики лодки “Янтарь”
- длина: — 3,53 метра;
- ширина: — 1,35 метров;
- высота борта на миделе: — 0,46 метров;
- грузоподъемность: — 350 килограмм;
- предельная мощность мотора: — 15 лошадиных сил;
- сухой вес со снабжением: — 110 килограмм.
Общие сведения о лодке “Янтарь-2”
Глиссирующий корпус лодки “Янтарь-2” с небольшой килеватостью днища и запалубленной носовой частью состоит из следующих основных элементов: днища, изготовленного из одной заготовки вместе с кормовыми частями бортов; транца; палубы с поперечным набором; двух носовых частей обшивки борта (одна деталь левого борта, вторая — правого); планширя правого и левого бортов; поперечного днищевого набора, состоящего из шести флоров.
Все указанные детали сделаны на прессе. На оригинальную конструкцию штампа для изготовления днища заводу выдано авторское свидетельство.
Лодка Янтарь-2 оборудована съемным ветровым стеклом, сиденьями со съемными спинками, деревянными решетчатыми пайолами и веслами. Под сиденьями размещены воздушные ящики общим объемом 150 дм3, что Делает лодку непотопляемой.
По результатам проведенных испытаний лодки Янтарь- проект лодки был откорректирован, и завод начал выпускать ее серийно под индексом «Янтарь-2»
По результатам проведенных испытаний лодки Янтарь- проект лодки был откорректирован, и завод начал выпускать ее серийно под индексом «Янтарь-2».
Необходимая жесткость и прочность днища обеспечены продольными гофрами, которые получаются при штамповке заготовки на прессе. Флоры, изготовленные из листа с отогнутым фланцем, приварены к днищу аргоно-дуговой сваркой через 390 мм. Бортовых ветвей шпангоутов нет, штампованный планширь из листа толщиной 1,5 мм и крепление банок к бортам создают достаточно жесткую конструкцию.
Планширь, палубный набор (три бимса) и часть деталей насыщения привариваются к бортам контактной точечной сваркой. Штампованный транец подкреплен угольником по верхней кромке и Z-образным профилем. Толщина наружной обшивки, транца и флоров — 2 мм, палубы -1,5 мм.
Благодаря применению штампованно-сварной конструкции удалось примерно в два раза сократить общую длину стыковых и пазовых соединений, снизить трудоемкость изготовления корпуса. Для серийного выпуска мотолодок на заводе создан специализированный участок с поточной организацией труда.
Алюминиево-магниевый сплав (АМг) , содержащий 4—5% магния, применяемый при производстве моторной лодки “Янтарь-2” обладает целым рядом преимуществ перед дюралюмином, который стал сейчас почти традиционным материалом для постройки лодок.
Прежде всего, листы из сплава АМг позволяют применять прогрессивные технологические процессы — объемную штамповку, аргоно-дуговую и контактную сварку без предварительной термической обработки заготовок, которая требуется для дюралюмина. Правда, прочность сплава АМг значительно уступает дюралю (предел прочности на разрыв 28 кг/мм2 вместо 40—45) и стоит этот материал дороже (1 руб. за кг вместо 78 коп.).
Однако благодаря тому, что корпус лодки “Янтарь-2” предполагалось штамповать целиком из одного листа, а ребра набора выполнять в виде гофров и зигов, количество деталей корпуса можно было сократить до минимума, значительно уменьшить длину стыковых и пазовых соединений. В 1968—1969 гг. была выпущена небольшая опытная партия моторных лодок “Янтарь-2”.
Кроме обычных испытаний, на опытных образцах особое внимание уделялось выявлению всех особенностей сплава АМг в качестве основного материала корпуса, проверке прочности и надежности сварных соединений в конструкции из сравнительно тонких (δ = 1,5 -2 мм) листов металла.
Испытания, проводившиеся в Калининградском заливе, показали, что лодка хорошо управляема и достаточно устойчива. Остойчивость сохраняется и при размещении двух пассажиров на одном борту.
Испытания, проводившиеся в Калининградском заливе, показали, что лодка хорошо управляема и достаточно устойчива
Мореходные качества лодки “Янтарь-2” проверялись при волне высотой до 0,7 м и оказались вполне удовлетворительными, хотя приходилось снижать скорость. На мерной линии с мотором “Москва-М”лодка показала скорость 20 км/час с тремя человеками и 30 км/час с одним человеком. При установке “Вихря” лодка буксирует воднолыжника.
Что касается прочности корпуса, то испытания на волне под мотором “Вихрь” показали, что количество поперечного набора и его жесткость недостаточны. На лодках первой серии поперечный набор был подкреплен, а на последующих — изменена его конструкция и увеличено количество связей. Одновременно пришлось усилить жесткость транца.
В целом качественно сваренный корпус из тонколистового металла АМг можно считать вполне надежным, несмотря на значительные динамические перегрузки при глиссировании на волне. По результатам проведенных испытаний проект лодки был откорректирован, и завод начал выпускать ее серийно под индексом “Янтарь-2”.
Глиссирующий корпус лодки “Янтарь-2” с небольшой килеватостью днища и запалубленной носовой частью состоит из следующих основных элементов: днища, изготовленного из одной заготовки вместе с кормовыми частями бортов; транца; палубы с поперечным набором; двух носовых частей обшивки борта (одна деталь левого борта, вторая — правого); планширя правого и левого бортов; поперечного днищевого набора, состоящего из шести флоров.
Все указанные детали сделаны на прессе. На оригинальную конструкцию штампа для изготовления днища заводу выдано авторское свидетельство. Лодка “Янтарь-2” оборудована съемным ветровым стеклом, сиденьями со съемными спинками, деревянными решетчатыми пайолами и веслами.
Под сиденьями размещены воздушные ящики общим объемом 150 дм3, что Делает лодку непотопляемой.
Необходимая жесткость и прочность днища обеспечены продольными гофрами, которые получаются при штамповке заготовки на прессе. Флоры, изготовленные из листа с отогнутым фланцем, приварены к днищу аргоно-дуговой сваркой через 390 мм. Бортовых ветвей шпангоутов нет, штампованный планширь из листа толщиной 1,5 мм и крепление банок к бортам создают достаточно жесткую конструкцию.
Лодка “Янтарь-2” оборудована съемным ветровым стеклом, сиденьями со съемными спинками, деревянными решетчатыми пайолами и веслами
Планширь, палубный набор (три бимса) и часть деталей насыщения привариваются к бортам контактной точечной сваркой. Штампованный транец подкреплен угольником по верхней кромке и Z-образным профилем. Толщина наружной обшивки, транца и флоров — 2 мм, палубы -1,5 мм.
Благодаря применению штампованно-сварной конструкции удалось примерно в два раза сократить общую длину стыковых и пазовых соединений, снизить трудоемкость изготовления корпуса. Для серийного выпуска мотолодок на заводе создан специализированный участок с поточной организацией труда.
Технические характеристики лодки “Янтарь-2”
- длина наибольшая: 3,53 метров;.
- ширина наибольшая: 1,35 метр;
- высота борта на миделе: 0,46 метров;.
- высота надводного борта при полной нагрузке: 0,27 метров;.
- предельная мощность подвесного мотора: 15 лошадинных сил;
- вес со снабжением: 110 килограмм;
- розничная цена в то время составляла примерно 380 рублей.