«Автобот» – секционная цельносварная моторная лодка для автолюбителей.
Одна из интересных и практичных лодок, создавалась специально для удобной и безопасной транспортировки на легковых автомобилях. Особенности конструкции лодки “Автобот”, легкие материалы и простота данной модели вызывают огромный интерес у любителей отдыха на природе и рыбалки. Конечно данный вид плавательного судна один из самых востребованных, потому-что обладает рядом простых но полезных характеристик.
Цель создания лодки “Автобот”
Основная цель, которую преследовали конструкторы, приступая к разработке проекта «Автобота», это создание легкой и недорогой портативной мотолодки под мотор «Ветерок» мощностью 12 л. с. С таким подвесным мотором лодка должна была глиссировать с тремя пассажирами на борту.
Основные данные
Основные данные разборной мотолодки «Автобот» | |
---|---|
Длина наибольшая, м | 3,50 |
Ширина наибольшая, м | 1,35 |
Высота борта на миделе, м | 0,45 |
Угол килеватости днища у транца | 12,5° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 58 |
Грузоподъемность, кг | 225 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Допустимая мощность ПМ, кВт (л. с.) | 9,2(12,5) |
Скорость хода под мотором «Ветерок-12» с полной нагрузкой, км/ч | 30 |
Габариты пакета в сложенном виде, м | 1,55х1,35Х0,6 |
Для уменьшения трудоемкости изготовления корпуса и снижения количества необходимой технологической оснастки обводы мотолодки, а также и ее конструкцию было решено максимально упростить. В то же время мы старались сделать так, чтобы уменьшение веса и упрощение обводов корпуса не вызывали ухудшения мореходных качеств будущей лодки.
Для обеспечения ее сбыта следовало рассмотреть и районы возможной эксплуатации, и характер использования лодки максимально расширить.
Район плавания большинства разборных лодок ограничен небольшими реками и водоемами, а мы хотели уравнять «Автобот» в этом отношении с существующими неразборными мотолодками.
Высокий борт и наличие подмоторной ниши обеспечивают безопасное плавание лодки с полной нагрузкой при волнении высотой до 0,5 м, что практически соответствует условиям эксплуатации выпускавшихся ранее моделей «Янтарь-2» и «Неман».
Особенности конструкции и характеристики
- В качестве материала корпуса выбрали алюминиево-магниевый (АМг) сплав — достаточно прочный и пластичный, коррозионностойкий, хорошо сваривающийся;
- Обводы корпуса лодки «Автобот» — остроскулые с постоянным углом килеватости днища (12,5°) на двух третьих длины лодки. Носовые обводы имеют большую килеватость, но сделаны достаточно полными, чтобы лодка хорошо всходила на волну;
- Из соображений технологичности конструкции и для обеспечения возможности укладки лодки в небольшой по габаритам и удобный для хранения и перевозки пакет корпус лодки “Автобот” разделен на три жесткие секции;
- Соединяются секции лодки при помощи болтов через фланцы, которыми служат жесткие шпангоутные рамы (аналогичная конструкция применена на секционных лодках «Малютка» и «Малютка-2»). Водонепроницаемость соединений обеспечивается резиновыми прокладками между фланцами;
- Основной метод соединения деталей и узлов конструкции — аргоно-дуговая и контактная сварка. В незначительных объемах применяется и клепка (там, где благодаря этому можно снизить общую трудоемкость изготовления корпуса);
- При достаточно больших размерениях лодка, поднимающая 225 кг, весит всего 58 кг.
Можно отметить, что показатель удельного объема (L x В x Н на 1 кг веса) у лодки «Автобот» значительно выше, чем у выпускающихся в настоящее время 4-метровых мотолодок.
Достигнуто это благодаря тому, что для обеспечения жесткости конструкции в максимально возможной степени применены выштамповки (слом обшивки на бортах, гофры на днище и т. п.).
Тем не менее, даже при столь малом весе существующими инструкциями укладывать лодку на верхний багажник малолитражного автомобиля не рекомендуется. Дело в том, что масса самих багажников, выпускаемых нашей промышленностью, составляет 12—15 кг.
Следовательно, масса лодки с багажником явно превысит 70 кг, тогда как на дождевые канавки крыши автомобиля разрешается крепить груз массой до 65 кг. Эта проблема имела два решения: либо уменьшить массу лодки, идя на ухудшение каких-то уже достигнутых положительных ее качеств, либо… отказаться от штатного автомобильного багажника.
Мы выбрали второе решение и разработали специальные штанги для крепления лодки “Автобот” к легковому автомобилю любой выпускаемой у нас модели (одновременно эти штанги служат для раскрепления секций в пакете). Таким образом мы добились того, что суммарная масса груза, перевозимого на крыше автомобиля, не превышает 62 кг; транспортировка лодки легковым автомобилем при таком варианте крепления вполне допустима.
Снабжение и оборудование лодки «Автобот»
Снабжение доведено до минимально необходимого уровня. Имеются три съемные поперечные банки, под которыми закреплены блоки плавучести. Банки опираются краями на горизонтальную полку слома на бортах. Деталями швартовно-буксирного устройства служат элементы конструкции корпуса. В комплект снабжения входят два распашных металлических весла с уключинами, спасательный линь, черпак, ремонтная аптечка с инструментом для сборки и разборки лодки, а также ее раскрепления на крыше легкового автомобиля.
Непотопляемость «Автобота» обеспечивается блоками вспененного полистирола, размещенными под банками и в корме лодки под подмоторной нишей. Запаса плавучести достаточно, чтобы поддерживать на плаву полностью залитую водой лодку с установленным на транце подвесным мотором «Ветерок» и одним человеком, находящимся в кокпите.
За прошедшие годы они прошли всестороннюю проверку в самых различных условиях эксплуатации, неоднократно принимали участие в различных соревнованиях по водно-моторному спорту. В целом конструкторы удовлетворены получившимся судном, хотя и видим ряд недостатков, над устранением которых работаем в настоящее время вместе с технологами. Что это за недостатки? В лодке отсутствуют рундуки или закрытые объемы, где можно было бы хранить вещи в ненастную погоду. Не совсем удачна конструкция штанг-креплений.
При перевозке лодки «Автобот» на легковом автомобиле в его салоне, если в нем, кроме водителя, находится больше одного пассажира, довольно сложно размещать весла к съемные банки.
«Автобот» на мерной миле в тихую погоду под моторами мощностью 12 и 8 л. с., приведены в таблице.
Марка мотора | Полезная нагрузка | ||
1 чел | 2 чел. | 3 чел | |
«Ветерок-12» | 38 | 32 | 30 |
«Ветерок-8» | 31 | 27 | 20 |
При ходе под веслами с двумя-тремя пассажирами на борту лодка легко преодолевает волну высотой до 0,3 м на любых курсовых углах. Тяжелее грести против волны высотой до 0,6 м, но и при этом лодку не заливает, она хорошо всходит на волну. На тихой же воде во время испытаний лодка вполне удовлетворительно шла под веслами даже при нагрузке шесть-семь человек. Думаю, что «Автобот» годится и для плавания под подвесным парусом.