Моторные лодки “Прогресс”

Лодка “Прогресс”была настоящим прорывом в маломерном судостроении, в России эти лодки стали настоящей находкой, каждый любитель отдыха на воде и рыбалки считал своим долгом купить и испытать её. Теперь, когда лодкам “Прогресс” уже более 50 лет интерес к ним не угасает. Тюнинг, ремонт, новшества и креатив дают новую жизнь старым плавсредствам.

Моторные лодки “Прогресс”

Лодки “Прогресс”

Технический проект моторной лодки “Прогресс” был разработан в 1966 году Л. П. Зимаковым. В этом же году производство лодок было налажено на Куйбышевском авиационном заводе. Мотолодка “Прогресс” была настоящим прорывом в маломерном судостроении тех лет.

Моторные лодки “Прогресс”

Первые версии “Прогрессов” выпускались не долго, на смену им пришли модификации лодки – “Прогресс-2”, “Прогресс-2М”, “Прогресс-3М”.

“Прогресс” имел килевую накладка из стали, на “Прогрессе-2” и более поздних “Прогресс-2М” и “Прогресс-3М” ее заменили на дюралюминиевую, это позволило уменьшить влияние электрохимической коррозии и тем самым, значительно продлить срок службы мотолодки.

Дистанционное управление мотором, тент, мягкие подушки для сидений, колеса со стойками и водилом, поставлялись за отдельную плату в зависимости от варианта комплектации.

Моторные лодки “Прогресс”
Общий вид лодок “Прогресс”
Корпус лодки Прогресс — клепаной конструкции из дюралюминия; толщина обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1.5 мм. Масса корпуса — 180 кг. Непотопляемость обеспечена герметичными отсеками, расположенными в носу и корме.

В форпике предусмотрено размещение багажа. При гребле на веслах гребец размещается на откинутой в нос крышке багажника, спустив в него ноги. Благодаря этому, по замыслу конструкторов, достигается устойчивость лодки на курсе и удобство гребли.

Характеристики мотолодок “Прогресс” (1, 2, 2М, 3М)

Длина наибольшая, мм 4650
Ширина наибольшая, мм 1700
Высота борта в носу, мм 750
Высота борта на миделе, мм 650
Высота борта на транце, мм 550
Угол килеватости днища на транце
Высота транца под мотор, мм 380
Масса с оборудованием и снабжением, кг: 180 – 223
Размер кокпита, мм 1300X2150
Пассажировместимость, чел 5
Допустимая мощность ПМ, л.с. 30
Грузоподъемность, кг 500
Материал корпуса Д16Т и Д16М
Технология соединения клепка

Моторные лодки “Прогресс”

У транца лодки предусмотрен моторный отсек, в котором на ходу хранятся топливные баки, а на стоянке может быть уложен мотор. Сверху отсек закрывается дюралевой крышкой, которая может быть заперта на замок. В кокпите размерами 1.3х2.15 м размещаются сиденья, обшитые сосновыми рейками. Спинки переднего сиденья съемные и используются при оборудовании кокпита под ночлег в качестве подголовников. По всей длине кокпита под палубой расположены две полки для хранения мелких вещей.

К числу недостатков лодки “Прогресс” относятся забрызгиваемость при плавании в свежую погоду, отсутствие самоотливной подмоторной ниши (в модели “Прогресс-2М” самоотливной рецесс уже имеется), низкое качество ткани тента (брезент). Эксплуатация моторной лодки “Прогресс” допускается при удалении от берега до 3 км и высоте волны до 0,75 м.

Моторные лодки “Прогресс”
Обводы мотолодки

Отличия “Прогресс-2” от “Прогресс-2М”

Обводы моторных лодок “Прогресс-2” и “Прогресс-2М” идентичны.

Моторные лодки “Прогресс”

Основное отличие заключается в том, что у “Прогресса-2М” имеется самоотливной рецесс (рассчитан на установку одного мотора, а не двух как у “Прогресса-4”), пространство справа и слева от рецесса закрыто крышками на шарнирах, через которые можно получить доступ к пространству находящемуся под рецессом. В это пространство хорошо помещаются лежа бензобаки от моторов производства СССР, а также импортные мене 20л, бензобаки 25 л и более лежа туда не помещаются. Из за этого приходится размещать такой бак под задним сидением, а пространство под крышками использовать как рундуки предварительно сделав у них дно, или для хранения канистр (в рундук входит 2 стандартные металлические 20 литровые канистры) и других крупных вещей.

Спереди же лодки отличаются тем, что люк закрывается на одну защелку, а не две как у более ранних моделей. Также у “Прогресса-2М” отсутствует круглый лючек на палубе для доступа в отсек заполненный пенопластом (доступ туда возможен через люк находящийся в носовом багажнике).

“Прогресс-4”

“Прогресс-4” отличается от ранних модификаций “Прогрессов” более высокой скулой у форштевня, большей килеватостью днища, большей на 25 см длиной кокпита (за счет укорачивания палубы), наличием самоотливного рецесса позволяющем установить два мотора, цельное гнутое стекло “панорамного” типа у него заменено на прямое (составное).

Моторные лодки “Прогресс”

Ходовые качества лодки “Прогресс-4” благодаря большей килеватости несколько лучше чем у “Прогрессов” других модификаций.

Корпус лодки “Прогресс-4” клепаной конструкции из дюралюминиевых сплавов, с остроскулыми глиссирующими обводами. В носовой запалубленной части мотолодки оборудован багажный отсек с люком на верхней палубе. В кормовой части находится моторный отсек, в котором свободно размещаются два стандартных 20 – литровых бака для горючего, инструмент и запасные части. Сверху отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце лодки установлен клапан слива воды с дистанционным управлением из кокпита.

Лодка оборудована съемными креслами с мягкими подушками, складным тентом, ветровым стеклом со стеклоочистителем, рулевым устройством и дистанционным управлением газом и реверсом подвесным мотором типа “Вихрь”, ходовыми огнями. Предусмотрена также поставка в торговую сеть стоек с колесами и водила, с помощью которых лодку можно буксировать за легковой автомашиной на не большие расстояния (не стоит рассматривать как прицеп для перевозки на большие расстояния). Стойки колес снабжены пластинчатыми пружинными амортизаторами.

Характеристики мотолодок “Прогресс-4”

Длина наибольшая, мм 4650
Ширина наибольшая, мм 1700
Высота борта на миделе, мм 650
Угол килеватости днища на транце
Высота транца под мотор, мм 380
Масса с оборудованием и снабжением, кг: 220~283
Размер кокпита, мм 1300X2400
Пассажировместимость, чел 5
Допустимая мощность ПМ, л.с. 30~50
Грузоподъемность, кг 475
Материал корпуса Д16Т и Д16М
Технология соединения клепка

“Прогресс-4Л”

Выпускается также вариант мотолодки “Прогресс-4Л” с жесткой рубкой из легкого сплава, которая при желании может быть смонтирована самостоятельно (для лодок моделей “Прогресс”, “Прогресс-2”, “Прогресс-2М”, “Прогресс-3” рубка не подходит по размерам кокпита). Размеры рубки в плане — 1,8х 1,3 м; масса — около 30 кг. В ее крыше предусмотрен открывающийся люк для водителя. Однако рубка съедает большую часть места в кокпите, и открытой остается лишь малая его часть – это хорошо видно на одной из фото ниже.

Моторные лодки “Прогресс”

Непотопляемость моторной лодки “Прогресс-4” обеспечивается блоками пенопласта, которые размещены по бортам в корме и под палубой в носу. Полностью залитая водой лодка находится в положении на ровный киль; запаса плавучести достаточно для поддержания около нее 5—6 чел. На транце “Прогресса-4” может быть навешен как один ПМ, так и два, однако во втором случае требуется смонтировать дополнительно второй комплект дистанционного управления газом и реверсом и штангу, соединяющую оба мотора для осуществления их синхронного поворота.

Моторные лодки “Прогресс”

Лодка достаточно мореходна — на ней можно выходить в прибрежные зоны морей и водохранилищ при высоте волны до 0,75 м с удалением от берега до 3000 м. Правда, при плавании на волнении “Прогресс-4” забрызгивается, а перегрузки на днище заставляют снижать скорость. Благодаря большой грузоподъемности и внутренним объемам “Прогресс-4” пригоден для дальних туристских путешествий с экипажем в 2—3 чел. или для непродолжительных семейных плаваний с экипажем 3—4 чел.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцу лодки “Прогресс-4” — повышение её экономичности и скорости за счет применения “грузовых” гребных винтов, установки двух моторов или подводных крыльев.

  • Скорость лодки “Прогресс-4” с полной нагрузкой (5 чел.) с мотором “Вихрь-М”; составляет 22 км/ч со штатным гребным винтом D = 240, Н = 300 мм.
  • Максимальная скорость лодки Прогресс-4 с мотором “Вихрь-М” — 37 км/ч. Соответствующие цифры при установке “Вихря-30” — 32 км/ч и 40 км/ч.

В качестве грузового для мотора “Вихрь-М” можно рекомендовать гребной винт с шагом и диаметром по 240 мм, под которым скорость с полной нагрузкой повышается до 32—34 км/ч. Для лодочного мотора “Вихрь-30” оптимален грузовой винт диаметром 240 и шагом 282 мм; скорость с полной нагрузкой повышается до 39,5 км/ч.

Опыт эксплуатации в морских условиях

Достоинства “Прогрессов”

Моторные лодки “Прогресс”

Основное достоинство “Прогрессов”, позволившее сразу после начала выпуска в конце 60-х годов завоевать популярность – большая вместимость по сравнению со старой “Казанкой”, да и большинством массовых лодок, выпускаемых позже. Недаром “Прогресс” прозвали “семейной” лодкой. Благодаря большой ширине корпуса и полноте носовых обводов “Прогрессы” не опрокидывались на волнении, несмотря на то, что имели “закрученные” обводы. “Прогресс-4”, имевший более высоко поднятую скулу, большую килеватость днища в носовой части и самоотливной подмоторный рецесс, обладал уже неплохой мореходностью.

Недостатки “Прогрессов”

До 1975г. “Прогрессы” выпускались со скуловой накладкой на стык листов днища и бортов из нержавеющей стали. Это приводило к тому, что развивался процесс электрохимической коррозии и корпус быстро приходил в негодность в морской воде. Более того, были жалобы людей, эксплуатировавших “Прогрессы” в пресной воде, на коррозию корпуса в районе скуловых накладок. C 1975г. на “Прогрессы” устанавливается алюминиевая скуловая накладка, в связи с чем проблема коррозии отпала.

Моторные лодки “Прогресс”

Первые “Прогрессы” и “Прогрессы-2” не имели самоотливной подмоторной ниши-рецесса, при ходе по крутой попутной волне в кормовой отсек попадала вода, что постепенно приводило к затоплению кокпита водой. Из-за низкой скулы “Прогрессы” и “Прогрессы-2” зарываются в попутную волну, теряя ход, что приводит к ещё большему захлёстыванию водой через транец. Всё это не позволяет считать эти ранние модификации “Прогрессов” пригодными для открытых водоёмов. С середины 70-х годов в производство пошла модель “Прогресс-2М”, у которой уже был самоотливной рецесс, однако транец по-прежнему был рассчитан на один мотор. “Прогресс-3М”, модель 80-х годов, отличается от “Прогресса-2М” наличием релинга на носовой палубе и некоторыми незначительными деталями оборудования.

Более мореходный “Прогресс-4” поначалу имел транец, рассчитанный на 2 мотора… но суммарной мощностью не более 30 л.с. Если учесть, что 15 – сильные моторы в нашей стране серийно не выпускались вообще (опытная партия “Ветерков-15” не в счёт), любители ставили по два “Вихря”, в результате чего транец быстро приходил в негодность. Технология ремонта транца описана здесь. Затем заводом были внесены изменения в конструкцию, направленные на усиление набора и транца, как следствие допустимая мощность была поднята сначала до 40 л.с., а затем и до 50 л.с.

Оцените статью
YachtInform
Добавить комментарий

Adblock
detector