Лодки Джонбот

Джонбот – это плоскодонная лодка с простой тупоносой конструкцией, которая особенно популярна в Северной Америке. Такие суда отличаются простотой эксплуатации, относительной дешевизной и долговечностью. Лодки джонбот отлично подойдут для охоты, рыбалки, хозяйственных нужд. В России пытались наладить выпуск лодок такого типа – яркий тому пример лодка «Казанка-:6». В следующей статье будет представлена подробная информация об устройстве лодки типа «джонбот».

«Джонбот» — простейшая мотолодка

Лодки Джонбот

Эту лодку можно рекомендовать для эксплуатации на малых реках и озерах, на акваториях, защищенных от ветра и волны

О простых плоскодонных и тупоносых лодках типа «джонбот», получивших широкое распространение на реках Северной Америки, в «КиЯ» рассказывалось уже не раз. Наша промышленность делала попытки выпустить подобные лодки из алюминиевых сплавов, отличающиеся простотой конструкции и относительной дешевизной, в торговую сеть. Но, к сожалению, непривычный для нашего потребителя внешний вид «Тайменя» или «Казанки — 6», а, может быть, и недостаточно умелая и энергичная реклама не способствовали росту популярности лодок типа «джонбот» — очень удобных и неприхотливых в эксплуатации, особенно в сельской местности в наших условиях.

В то же время многие судостроители-любители проявили интерес к лодкам этого типа и попытались повторить их характерные черты в собственных конструкциях рыболовных и хозяйственных судов, лодок для перевозки на верхнем багажнике автомобиля.

Эту лодку можно рекомендовать для эксплуатации на малых реках и озерах, на акваториях, защищенных от ветра и волны. Она пригодна для гребли или плавания с маломощным мотором — лучше всего с двухсильным «Салютом» или с кое у кого сохранившимися «Стрелой» либо «Прибоем».

Моторная лодка Джонбот 320

Лодки данного типа очень популярны в США. Они считаются «рабочими лошадками» и используются в хозяйственных целях для охоты и рыбалки. Особенностью этого типа лодок является широкий развал бортов и необычная носовая часть, за счет этого они очень удобны и вместительны. Данный тип лодок является картоповым, они могут перевозится на багажнике любого легкового автомобиля. В России выпускаются подобные лодки из АМГ сплава например Казанка 6М. Мы производим эти лодки из более легкого и доступного материала по значительно более выгодной цене.
Лодка имеет жесткий корпус из влагостойкого дерева – ФСФ 6 мм. Швы корпуса выполнены по технологии «СИС», прошиты медными скобами и проклеены эпоксидной смолой ЭД-20 изнутри и снаружи, армированы стеклотканью ЭЗ-200.

Покраска: Олифа один слой + ПФ115 эмаль 2 слоя + лак один слой.
Лодки Джонбот

Джонбот 320 имеет жесткий корпус из влагостойкого дерева – ФСФ 6 мм

Тип дна – плоское с продольными реданами, изнутри усилено рейкой. Плюсы такого дна в максимальной остойчивости, при высадке на берег лодка не заваливается на бок, глиссирование происходит даже при небольшой мощности ПЛМ 3.5-4.5 л.с., а так же минимально возможная осадка около 10-12 см.

С 2012 года отменена регистрация лодок весом менее 200 кг в ГИМС, поэтому регистрация данной лодки не требуется.

Лодки производятся под заказ, срок выполнения заказа 15-17 дней.

Мы осуществляем отправку в другие регионы через транспортные компании, возможна доставка по Саратову и области.

Технические характеристики:

  • Длина – 3.20 м
  • Ширина – 1.35 м
  • Высота борта – 0.4 м
  • Высота транца – 380 мм
  • Толщина транца – 35 мм
  • Масса корпуса – 48 кг
  • Максимальная грузоподъемность – 350 кг.
  • Рекомендуемая мощность подвесного мотора – (2.5 – 8 л.с.)
  • Синяя полоса по борту.

Лодка по типу «ДЖОНБОТА»

Краткие описания плоскодонных беспалубных алюминиевых лодок типа «джонбот», широко распространенных за рубежом (особенно — в США), уже не раз встречались читателям. Можно было увидеть «джонботы» на телеэкранах: так, в одном из выпусков «Клуба кинопутешествий» охотники на крокодилов в Австралии пользовались лодками этого типа, практически совершенно не знакомого нашим любителям.

Прорабатывая перспективные типы прогулочно-туристских мотолодок для освоения отечественной промышленностью, группа малотоннажного судостроения ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова поставила своей целью ознакомление с «джонботами» и проведение их всесторонних испытаний в наших условиях.

Была построена фанерная натурная модель типичного малого (13-футового) варианта такой лодки, рассчитанного на применение подвесных моторов относительно небольшой мощности. Замена материала в данном случае не имела значения, так как не отразилась на скоростных и мореходных качествах лодки. Гофры, выштампованные на днище и бортах настоящих алюминиевых «джонботов», имитировались установкой накладных реек.

Расскажем о своих впечатлениях от этой лодки и приведем эскизы для ее самостоятельной постройки. Предвидя, что при глиссировании даже на небольшом волнении днище плоскодонной лодки будет испытывать сильные удары, ширину ее по скуле приняли минимально допустимой по соображениям остойчивости — равной 900 мм. Это при сохранении обычной ширины на уровне «палубы» обусловило довольно большой развал бортов. Днище в плане сделано прямоугольным; килеватости нет даже в самом носу.
Лодки Джонбот

Краткие описания плоскодонных беспалубных алюминиевых лодок типа «джонбот», широко распространенных за рубежом (особенно — в США), уже не раз встречались читателям

Несмотря на все опасения, первые же выходы на воду подтвердили высокие эксплуатационные качества лодки. Благодаря относительно узкому днищу и малой осадке она легко идет на веслах. Расположение гребца на банке, смещенной несколько в нос от миделя, способствовало заметному уменьшению осадки транцем и, как следствие, снижению затрат энергии гребца на вовлечение в движение больших масс воды.

Обводы этой легкой трехместной лодки оптимальны для использования ее с подвесными моторами в диапазоне мощностей от 2 до 8 л. с. Под «Ветерком-8» лодка с одним водителем легко вышла на глиссирование и достигла скорости 35 км/ч. Отметим, что вес корпуса нашего «джонбота», обшитого 3-миллиметровой авиационной фанерой, составил всего 55 кг.

При выходе на глиссирование из-за расположения водителя в корме, у транца, лодка в первый момент высоко поднимает нос, но затем ее дифферент быстро уменьшается до нормального. При этом, несмотря на кормовую центровку, она сохраняет продольную устойчивость движения, не проявляя склонности к «дельфинированию».

С двумя человеками на борту скорость на испытаниях составила 21 и 25 км/ч соответственно. Управляемость лодки превзошла ожидания. Очевидно, благодаря фальшкилям, заменяющим гофры на днище, лодка обладает хорошей устойчивостью на курсе. Эти же фальшкили препятствуют дрейфу; лодка, в отличие от большинства плоскодонок, проскальзывающих при циркуляции, может выполнять крутые повороты, имея при этом безопасный внутренний крен.
Оказалось, что на волне высотой до 0,3 м наша «ДП-380» не уступает остроносым лодкам — сказывается значительно меньшая ширина ее днища. Однако с ростом крутизны и высоты волн, когда зона их ударов смещается к носовой части днища, перегрузки возрастают заметно резче, чем у остроносых килеватых лодок.

Особенно резко усиливаются удары, если один из пассажиров сидит на носовой банке и своим весом «мешает» лодке отыгрываться на волне. При ветровой волне 0,7 м плавание на «ДП-380» становится совершенно некомфортабельным даже на малых скоростях.

Несколько неожиданным было хорошее поведение нашей плоскодонки на встречно-боковом волнении. У килеватых лодок эти курсы оказываются самыми неприятными: если углы наклона поверхностей днища в носу и склона волны оказываются близкими, встреча с волной сопровождается сильным ударом, лодку с наветренной стороны накрывает туча брызг.

У плоскодонной лодки угол между поверхностью днища и склоном волны оказывается заведомо большим, чем у килеватой, удар получается мягче; кроме того, основная часть брызг отражается не вверх по борту, а под корпус лодки.

Лодки Джонбот

Общий вид джонбота с фанерной обшивкой

В целом испытания показали, что «джонбот» малых размерений может с успехом эксплуатироваться на реках и небольших озерах при высоте волны до 0,3 м.
За время испытаний на практике выявился ряд специфических достоинств «джонбота». Лодку, снабженную ручками-скобками на кормовом и носовом транцах, очень удобно переносить и кантовать.

В отличие от остроносой лодки, которая при подходе к берегу садится на грунт килем и легко валится на борт, плоскодонка, выкатываясь на песчаный берег, сохраняет устойчивое положение; не приходится сходить на берег через борт или прыгать с носа лодки, рискуя упасть от ее внезапного крена. При погрузке можно не опасаться неожиданного переваливания лодки с борта на борт от перемещения пассажиров или багажа. Благодаря небольшой высоте борта «джонбот» меньше «парусит» на ветру, чем обычные лодки; это качество оценят рыболовы и охотники.

Построив «джонбот» своими силами, строитель может убедиться и в простоте его конструкции, и в его эксплуатационных преимуществах перед привычными килеватыми остроносыми лодками. Для обшивки могут быть использованы фанера либо другой листовой материал, включая кровельное железо. Важно, чтобы вес корпуса не превышал 70 кг и лодка сохраняла способность глиссировать с 8-сильным «ветерком», т. е. оставалась экономичным вариантом быстроходной многоцелевой мотолодки.
От шп. 2 и до кормового транца шпангоуты совершенно одинаковы; их можно собрать из сосновых реек сечением 20 X 50, дюралевых угольников или труб.

Сборку корпуса удобнее выполнять в положении вверх килем, пользуясь, например, рекомендациями книги «15 проектов судов для любительской постройки», выпущенной изд-вом «Судостроение» в 1974 и 1976 гг. Возможно изготовление корпуса методом сшивания фанерных деталей по скуле проволочными скрепками с последующей оклейкой снаружи и изнутри лентами из стеклоткани на эпоксидном клее.

Чтобы фальшкиль, расположенный в ДП лодки, не мешал работе гребного вала, срежьте его на расстоянии около 1 м до транца.
Для обеспечения непотопляемости вклейте бруски из пенопласта под планширем вдоль всего борта; если это будет необходимо, закрепите дополнительные блоки пенопласта под банками.

Моторная лодка джонбот Казанка 6М

Появление моторной лодки джонбота “Казанка-6М” с плавным подъемом плоского днища в носу — легкой, но грузоподъемной и вместительной хозяйственной лодки, вызвавшей немалый интерес не только у любителей отдыха на воде, но и у тех, кому лодка помогает зарабатывать на жизнь.

«Казанка 6М» изготавливается из легких дюралюминиевых сплавов и предназначена для эксплуатации в пресной воде в районах с умеренным и холодным климатом при температуре воздуха от минус 5С до плюс 50С и высоте волны не более 0.2 м. с удалением от берега не более 0.5 км. Лодкой «Казанка 6М» способен управлять даже ребенок. Она прекрасно подходит для активного отдыха на воде, рыбной ловле и небольшим водным прогулкам по озерам и рекам.

Основные достоинства мотолодки это – малый вес, прочность корпуса, простота управления и низкая себестоимость. При сегодняшних ценах на дюралевые мотолодки, «Казанка6М» безусловно является, самой экономичной и надежной мотолодкой Российского производства.

Технические характеристики мотолодки Казанка 6М

Основные параметры и размерения:
Производитель ФГУП «Казанское авиационное
производственное объединение имени С.П. Горбунова»
Длина габаритная, м 4,60
Длина габаритная, м 4.40
Ширина габаритная, м 1,36
Высота борта на миделе, м 0,47
Высота транца, м 0,38
Грузоподъемность, кг 300
Пассажировместимость, человек 3
Допустимая мощность мотора, квт 12
Рекомендуемая мощность мотора, квт 8
Скорость, км/ч 18

Усовершенствование лодки Казанка

К настоящему времени накоплен довольно обширный материал и реализовано множество интересных идей по усовершенствованию мотолодки “Казанка”.
Значительняа часть таких доработок направлена на улучшение скоростных и общих эксплуатационных характеристик. Кроме этого проделана большая работа по специальному переоборудованию серийных моделей для рыбной ловли, семейного туризма, дальних переходов.

Оцените статью
YachtInform
Добавить комментарий

Adblock
detector