Технические характеристики лодки “МКМ”

Лодка «МКМ» – детище сразу нескольких судостроительных заводов: Ярославского и Херсонского. Она была выпущена в 1968 году в качестве усовершенствованной версии лодки «Казанка». Особенность лодки «МКМ» заключалась в том, что в ней была предусмотрена возможность подвешивания мотора с мощностью 25 л.с. Тем не менее, несмотря на эту доработку, лодка не стала слишком популярной среди населения: ее эксплуатация была не очень комфортной, к тому же мореходность и безопасность так и не достигли высот. Подробнее о лодке «МКМ» читайте в следующей статье.

Содержание

Моторная лодка «МКМ»

Технические характеристики лодки “МКМ”

Выпуск дюралевой мотолодки «МКМ», спроектированной Ярославским судостроительным заводом, был начат в 1968 г. на нескольких судостроительных заводах

Выпуск дюралевой мотолодки «МКМ», спроектированной Ярославским судостроительным заводом, был начат в 1968 г. на нескольких судостроительных заводах. Благодаря более высокой остойчивости, прочности корпуса и высоте надводного борта эта лодка должна была заменить мотолодку типа «Казанка», оказавшуюся недостаточно безопасной при установке подвесных моторов мощностью свыше 12 л.с.

В то же время конструкция корпуса и оборудование лодки были выполнены аналогичными «Казанке» — единственному в то время эталону промышленной мотолодки из легких сплавов, выпускаемой в СССР. Прототипом для теоретического чертежа послужила мото- лодка «МК-29», имеющая плоско-килеватые обводы днища с малой килеватостью и небольшим завалом бортов внутрь у транца.

Корпус — клепаной конструкции из дюралюминия Д16АТ, детали набора — штампованные из алюминиево-магниевого сплава АМг5М и дюралюминиевых профилей. Толщина обшивки днища и палубы — 1 мм. Система набора — смешанная с шестью шпангоутами и продольными стрингерами по днищу. Форпик и моторный отсек отделены от кокпита водонепроницаемыми переборками.
На стоянке в моторный отсек может быть уложен подвесной мотор и отсек закрыт сверху металлическими крышками. Форпик объемом 168 л вместе с 90-литровым герметичным ящиком под кормовой банкой обеспечивает непотопляемость лодки.

Лодка оборудована тремя поперечными банками, ветровым стеклом, деревянными реечными сланями. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Под палубой в носу оборудован небольшой багажник с запираемой на замок крышкой в переборке.
Технические характеристики лодки “МКМ”

Лодка оборудована тремя поперечными банками, ветровым стеклом, деревянными реечными сланями

Эксплуатация лодки допускается при высоте волны до 0,25 м и удалении от берега до 1000 м. При плавании на волнении лодка сильно забрызгивается вследствие малой килеватости днища, низкого расположения скулы в носовой части и отсутствия скуловых брызгоотбойников. Из-за имеющегося отгиба днища вниз у транца “МКМ” зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию через скулу.

Для устранения этих недостатков консультантами журнала “Катера и Яхты” была рекомендована установка скуловых брызгоотбойников и поперечного редана. Завод предпринимал попытки организовать выпуск рубок для мотолодкм “МКМ”, однако дальше опытных образцов дело не пошло.

Лодка «МКМ» может быть рекомендована для выхода на рыбалку с моторами типа «Москва» и «Ветерок» и для прогулок с более мощными моторами.

В целом «МКМ» получилась неудачной. Её мореходные качества и безопасность эксплуатации ничуть не лучше, чем у “Казанки”. Кроме того, «МКМ» не обладает никакой “изюминкой”, т.е. какими-то положительными качествами, позволявшими бы в определённых условиях эксплуатации отдать предпочтение «МКМ» перед другими лодками.

Корпус лодки «МКМ»

Корпус лодки «МКМ» изготавливался из дюралюминия с максимальной толщиной 1 мм. Конструкция корпуса, традиционно для того периода, была клепаной. Днище – плоскокилеватое с килеватостью на транце не более 2 градусов, что, конечно, не добавляло лодке «МКМ» курсовой устойчивости.

Низкорасположенные скулы практически не защищали от брызг и по совету некоторых конструкторов, владельцы МКМов устанавливали на лодку дополнительные самодельные брызгоотбойники различной конфигурации. Борта в корме сходились кверху, что вкупе с остальными конструктивными особенностями создавало неоспоримое достоинство лодки «МКМ» – это стояночную остойчивость.

Кокпит лодки «МКМ»

Технические характеристики лодки “МКМ”

Носовая часть лодки запалублена и содержит багажное отделение с доступом через люк в передней палубе

Кроме кормового дивана, лодка «МКМ» комплектовалась двумя банками из влагостойкой фанеры, которые крепились в бортах. К этим банкам на металлической дуге были прикреплены жесткие спинки – какой-никакой, а комфорт. При этом передняя банка имела откидную спинку.
Носовая часть лодки запалублена и содержит багажное отделение с доступом через люк в передней палубе. Кроме того, лодка комплектовалась ветровым стеклом.

Мореходные качества

Моторная лодка «МКМ» допускается производителем к эксплуатации при высоте волны не более 25 см, что сильно сужает места ее плавания. При этом рекомендованным мотором для этой лодки является 12-18 сильный двигатель, при котором лодка ведет себя предсказуемо и более-менее безопасно. Многие сходятся на том, что конструкция лодки оказалась неудачной в силу ее невысоких мореходных качеств. При этом для эксплуатации в малых реках, прудах и озерах «МКМ» вполне пригодна, как судно для коротких выездов и стояночной рыбалки.

Технические характеристики “МКМ”

  • Длина, см:  410
  • Ширина, см:  152
  • Высота борта, см:  57
  • Количество пассажиров, чел:  4
  • Угол внешней килеватости днища у транца, град:  2.00
  • Сухой вес, кг:  157
  • Водоизмещение, л:  400
  • Тип лодки:  Гребные Моторные
  • Страна происхождения:  Россия (СССР)
  • Встроенный двигатель:  нет
  • Материал корпуса: Металл
  • Производитель:  Ярославский судостроительный завод
  • Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л.с.: 15.

Эксплуатация рассматриваемого судна допускается при высоте волны не более 250 миллиметров, что существенно ограничивает места его использования. Оптимальным силовым агрегатом является мотор мощностью от 12 до 18 лошадиных сил. Большинство пользователей и специалистов сходятся во мнении, что размеры лодки МКМ в сочетании с низким мореходным показателем делают ее конструкцию крайне неудачной. Однако для стояночной рыбалки и прогулок на малые расстояния судно вполне пригодно.

Доработка и ремонт лодок “МКМ”

Характеристики плавательного средства можно улучшить самостоятельно несколькими способами. Чтобы устранить чрезмерный отгиб донной части, необходимо расформировать заклепочные швы, фиксирующие донную обшивку, борты по скулам, стрингеры с килем. Выполнять процедуру следует от транца до второго шпангоута кормы. Транцевый нижний край вкупе с отогнутым элементом обрезается на 8 миллиметров, а часть перегородки моторного блока – на 3 мм. По такому же принципу укорачиваются кромки бортовых пластин, взаимодействующих со скулой.
Стрингеры осаживаются заподлицо с новой плоскостью днища, приклепываются на место части транца. Комплект временно собирается на болты, к нему прижимаются листы обшивки с контролем обводов днища. Для этого подойдет полутораметровая рейка или металлическая линейка.

По всей площади на расстоянии 1,5 метра от транца измерительное устройство должно максимально плотно совмещаться с обшивкой. Далее подгоняют скуловые угольники и профиль киля. При этом заклепочные гнезда нужно расширить до диаметра 4,2 мм, уложить уплотнительную ленту и зафиксировать швы новыми заклепками.

Второй способ тюнинга лодки”МКМ”

Лодка МКМ, технические характеристики которой оставляют желать лучшего, может быть усовершенствована своими силами, посредством установки поперечного редана. Изготовить этот элемент можно из дюралевого или похожего листового сплава толщиной полтора миллиметра. После подготовки обеих частей детали, необходимо придать ей вогнутую форму, обстучав деревянным молотком.

Носовая кромка редана обрабатывается таким образом, чтобы обеспечивалось плотное прилегание к обшивке. Поддерживающие и соединяющие планки изготавливаются из твердых пород древесины или текстолита. Прежде чем проводить окончательный ремонт лодок МКМ, следует листы загрунтовать и покрасить. Крепеж берется в виде винтов из нержавейки или оцинкованного железа. Дополнительно места фиксации можно усилить при помощи эпоксидного клея.

Полезные советы

Технические характеристики лодки “МКМ”

Лодка МКМ, отзывы о которой сложно назвать лестными, может быть модернизирована при помощи дополнительных транцевых плит с регулируемым углом атаки (дополнительно к редану)

Лодка МКМ, отзывы о которой сложно назвать лестными, может быть модернизирована при помощи дополнительных транцевых плит с регулируемым углом атаки (дополнительно к редану). За счет регулировки величины угла, появится возможность корректировать нагрузку между плитами и реданом. Это позволит достичь оптимального дифферента в зависимости от нагрузки и климатических условий.

Полезным дополнением к рассматриваемому судну станут скуловые отбойники против брызг. Они крепятся на бортах в двух метрах от форштевня. Соорудить детали можно из легкосплавной полосы, смонтированной на корпусе посредством дюралевого угольника либо частей, нарезанных из него. Для более эффективного отражения брызг поверхность отбойников должна смотреть вниз под углом 10 градусов.

Отзывы о моторной лодке “МКМ”

Виктор: Эксплуатирую более 20 лет и другой не надо.


kosstin: для малых рек, шириной от 30 Для малых рек, шириной от 30 метров до 3 км, идеальный вариант.На много удобней казарки с крыльями. Эксплуатирую 20 лет а до этого мой дед отьездил ище лет 15 на ней. Корпус крепкий не сгнил, ну канешно при надлежащем уходе! Мотор Ямаха 15 2-х тактная . Скорость с двумя рыбаками и немного шмурдяка 34-37 км при правильно подобраном винта!


Павел: эксплуатирую более 40 лет и другой такой не видел ( с 6 лет). Приходилось рыбачить на Иртыше при температуре минус 20 градусов ( Вихрь 25 л.с.). При обмерзании лодки (в 2000-х годах) один вытаскивал на забереги (лед возле берега) и освобождал от льда. Какую лодку можно таким образом использовать? При правильном управлении проходит волну почти до 1 метра (конечно на малой скорости). Остойчивость великолепная. Эксплуатируется без стекла. Самодельный тент используется во время стоянки и непогоды. Транспортируется вместе с мотором и вещами на прицепе любым легковым автомобилем.

Оцените статью
YachtInform
Добавить комментарий

Adblock
detector