Аэроглиссеры (аэролодки)

Судно приводимое в движение воздушным винтом или самолетной турбиной называется –Аэроглиссер (аэролодка). Такая лодка обладает отличной скоростью, рекордные значения набирают именно эти типы судов.Аэроглиссер – лодка амфибия, способная добраться куда угодно, туда где обычное судно в виду своих возможностей не сможет пройти. Устйчивые, маневренные, они обладают уникальными характеристиками. В данной статье мы узнаем что же такоеАэроглиссеры и на примере рассмотрим его характеристики.

Аэроглиссеры (аэролодки)

Аэроглиссер

Аэроглиссер (аэролодка, лодка с аэроприводом) – это глиссируюшее судно, приводимое в движение аэродинамическим движителем – воздушным винтом или самолетной турбиной.

Аэроглиссеры (аэролодки)

Рекорды максимальной скорости на воде поставлены именно этим типом судов.
Движение аэроглиссера – амфибии основано на принципе качественного глиссирования плоскодонного корпуса. При движении по мелководью между днищем корпуса и дном водоема возникает дополнительная подъемная сила, уменьшающая осадку. Эта сила, называется экранным эффектом или аквапланированием. Она тем больше, чем меньше расстояние между двумя поверхностями и больше скорость судна.

Аэроглиссеру для нормального движения достаточно глубины в несколько сантиметров. Использование винтомоторной установки или аэропривода вместо традиционных гребных винтов или водометов уменьшает требования к глубине водоема, качеству воды и вообще ее наличию.

Достаточная тяга создаваемая установкой позволяет судну двигаться по любым поверхностям вода, снег, лед, болото, влажная трава, сапропель…. Наиболее подходящие двигатели это авиационные. Именно эти двигатели обладают удивительной выносливостью малым удельным весом при высокой мощности. Надежность является главным качеством двигателя аэроглиссера ведь это внедорожная или внесудоходная техника. К корпусу аэроглиссера предъявляются повышенные прочностные требования. Это высокая износоустойчивость материала днища и способность выдерживать значительные ударные нагрузки. При всем этом корпус должен иметь высокие мореходные качества быть остойчивым и управляемым и в тоже время иметь небольшой вес.

Аэроглиссеры (аэролодки)

Трудно придумать материал более подходящий для этих целей чем Титан, но по причине его высокой цены чаще используется алюминий и сплавы алюминия. Управление аэроглиссером выполняется при помощи аэродинамических рулей. Рули находятся в воздушном потоке толкающего винта и обладают высокой эффективностью. Хороший аэроглиссер может разворачиваться вокруг своего центра, практически на месте. Как орган управления наиболее удобным признан румпель, как у подвесного лодочного мотора. Для улучшения обзора при движении в камышах, кустарниках, сидение пилота устанавливается на значительной высоте над палубой судна. Это так же позволяет лучше видеть рельеф дна водоема на мелководье.

Аэроглиссер – это амфибия, способная достичь мест, недоступных для других транспортных средств. Необыкновенная устойчивость и маневренность, высокие скорости (до 80 км/ч по воде и более 120 км/ч по снегу) делают этот вид транспорта все более популярным среди охотников, рыболовов и любителей экстремальных видов отдыха.

Модель «Фантом 650»

Аэроглиссеры (аэролодки)

Аэролодки модели «Фантом» представляют собой давно востребованный грузовой вариант водной техники, способной перемещаться с объемным грузом на борту, глиссируя с весом до 1,5 тонн, по труднопроходимым порожистым рекам летом и ледяным торосам зимой.

Передняя открытая грузовая платформа внушительных размеров может стать подспорьем во многих мероприятиях. Рыбаков она впечатлит простором для перемещения во время рыбалки, а охотников – перевозкой крупных трофеев. На ней можно транспортировать груз любого рода и вида, распределив вес ближе к кабине для легкости глиссирования по воде.

Такая модель аэролодки также может заинтересовать предпринимателей, золотодобытчиков, представителей различных государственных учреждений — всех тех, кому подходят грузопассажирские характеристики данного типа лодки.Привычно думать, что, как правило, грузовая техника не может быть скоростной. В случае с «Фантомом 650» мы готовы с этим поспорить.

Аэроглиссеры (аэролодки)

На одном из тестовых испытаний при загрузке два человека и 150 л. топлива аэролодка «Фантомом 650» с двигателем Toyota 1 UZ-FE 265 л.с. показала скорость — 143 км/час.
Возможно, в тот момент, когда вы будете читать данную статью, эти показатели уже повысятся.Следует помнить, что на скорость влияет загруженность лодки, но если вы правильно распределили груз по корпусу, и взяли его не более рекомендованного, то вы все равно поедете с ветерком и довольно быстро, по сравнению с другими плавсредствами, окажетесь на запланированном месте.Грузовое пространство у моделей «Фантом» больше, чем пассажирское, в отличие от моделей «Север», и, тем не менее, кокпит свободно вместит 5 человек – водителя и пассажира – в первом ряду, и как минимум, трёх ценителей отдыха на природе – во втором ряду.

Аэроглиссеры (аэролодки)

Съемный ходовой тент с панорамными окнами надежно защитит вас от ветра, дождя или снега. Мягкие сидения пассажирского отсека обеспечат комфортное передвижение по любым выступающим из воды или на поверхности льда препятствиям.Специально для этой модели лодки, в целях улучшения её функциональности, были созданы два разноплановых вида тента: один — для защиты груза, расположенного на передней открытой платформе, от попадания воды во время движения, второй — стояночный тент-палатка, уже полюбившийся нашим заказчикам, накрывающий полностью носовую часть лодки и создающий, так называемую, пикниковую зону.

Аэроглиссеры (аэролодки)

Любителям отдыхать на природе с комфортом мы можем также предложить установку на грузовой платформе, около ветрозащитной консоли, рундука, оборудованного раковиной с подачей воды и газовой плитой.Аэролодка «Фантом 650» укомплектована всем необходимым и всё же её возможности можно значительно расширить с помощью различных дополнительных опций: хорошего навигационного оборудования, электролебедки, оптики, способной освещать далеко впереди себя, автономного отопителя салона, работающего при заглушённом двигателе, электрического насоса подкачки баллонов, встроенного в кабину и т.д.

КОНСТРУКЦИЯ АЭРОЛОДКИ «ФАНТОМ 650»

Конструкция лодки представляет собой сочетание цельносварного алюминиевого корпуса, являющегося надежной основой судна, и расположенного под ним – надувного корпуса, являющегося, в свою очередь, своеобразным амортизатором для смягчения ударов при движении по выступающим из воды препятствиям или ледяным торосам. Именно надувной корпус принимает на себя все разрушающие днищевые ударные нагрузки, поглощает удар и после прохождения препятствия восстанавливает свою первоначальную форму.

Надувной корпус лодки изготовлен из высокопрочной синтетической ткани с двухсторонним полимерным покрытием ПВХ с добавлением термопластичного полиуретана. Применяемая ткань экологически безопасна, износоустойчива, имеет высокие климатические и прочностные характеристики.

Днище лодки защищено полимерной чешуей, достойно выдерживающей как температурные перепады, так и механические воздействия. Чешуя представляет собой полимерные пластины, каждая из которых крепится с помощью шнура к днищу лодки внахлест друг на друга, в целом образуя многоступенчатую защиту надувных баллонов. При перемещении по выступающим из воды валунам или торчащим изо льда торосам каждая пластина эластично деформируется и изгибается, демпфируя (амортизируя) и равномерно распределяя нагрузку по всему днищу лодки. Каждая чешуя кроме защитной функции выполняет роль поперечного редана и обеспечивает тем самым аэролодке высокие скоростные показатели.

Аэроглиссеры (аэролодки)

Фальшборт с привальным брусом по всему периметру являются боковой защитой лодки. Попавшая на борт вода стекает в шпигаты — специальные зарешеченные отверстия в алюминиевом корпусе. Клапаны подкачки баллонов расположены в легкодоступных местах по всему корпусу лодки.

Ветрозащитная консоль, разделяющая корпус на пассажирский и грузовой отсеки, представляет собой алюминиевую конструкцию с двумя лобовыми, двумя боковыми стеклами «Триплекс», с дверью по левому борту. В моделях аэролодок «Фантом» большую часть корпуса занимает передняя грузовая платформа по соотношению с кокпитом — пассажирским отсеком.

Пассажирский отсек представляет собой: два ряда сидений поперечной компоновки – мягкие кресла для водителя и пассажира в первом ряду, расположенные справа от двери, и сплошное вместительное мягкое сидение во втором ряду; большой алюминиевый рундук под креслами; цельносварной топливный бак вместимостью 200 литров под сплошным сидением; бардачок перед пассажирским креслом; панель управления с рулевой колонкой, рулевым колесом и приборами.

Передняя грузовая платформа размером 2,20м в длину и 2,0м в ширину имеет с двух сторон леерные ограждения высотой 40 см в носовой части и 53 см ближе к ветрозащитной консоли, которые служат одновременно и опорой для людей, и защитой от выпадения какого-либо груза.

Палуба кокпита и грузовая платформа имеют нескользящее полимерное покрытие.

В кормовой части аэролодки располагается винтомоторная установка, которая представляет собой единый сборочный узел, состоящий из алюминиевого цельносварного ограждения винта и продольно-поперечной моторамы, на которой с помощью амортизирующих сайлентблоков закреплён двигатель. На двигателе установлен понижающий редуктор, на фланце которого закреплен воздушный винт. Два вертикальных киля (руля) управления расположены за винтом. Аккумуляторные батареи установлены перед ограждением в специальных пластиковых боксах.

ДВИГАТЕЛЬ И РЕДУКТОР

Аэроглиссеры (аэролодки)

На аэролодку «Фантом 650» можно установить один из двух моделей двигателей на выбор: Toyota 1UZ-FE — 265 л.с. / 290 л.с. или Toyota 3UZ-FE — 300 л.с.
  • Двигатель Toyota 1UZ—FE

32-клапанный V-образный 8-цилиндровый объемом 4000 см³, с алюминиевым блоком цилиндров с углом развала 90˚, с запрессованными чугунными гильзами, двумя алюминиевыми ГЦБ, по два распредвала на каждую и по 4 клапана на цилиндр. Система охлаждения – жидкостная, принудительная. Привод ГРМ и помпы — зубчатый ремень.

  • Двигатель Toyota 1UZ—FE — двух типов
  • 1UZ—FE

Простой, неприхотливый двигатель с системой газораспределения DOHC, с верхним расположением двух валов и бесконтактной системой зажигания, с 2-мя катушками и 2-мя трамблерами, мощностью 265 л.с.

  • 1UZ—FE VVT—i

Обновленная версия двигателя с системой газораспределения DOHC, с верхним расположением двух валов и системой VVT-i, двухступенчатым впускным коллектором ACIS и электронной системой зажигания, с отдельными катушками на каждый цилиндр, мощностью 290 л.с.

Двигатель Toyota 3UZ—FE, по сути, продолжение развития двигателя Toyota 1UZ-FE. 32-клапанный V-образный 8-цилиндровый, с увеличенным до 4 300 см³ объемом, также с алюминиевым блоком цилиндров с углом развала 90˚, с запрессованными чугунными гильзами, двумя доработанными алюминиевыми ГЦБ, по два распредвала на каждую и по 4 клапана на цилиндр. Система охлаждения – жидкостная, принудительная. Привод ГРМ и помпы — зубчатый ремень. Применена фирменная система газораспределения VVT-i, двухступенчатый впускной коллектор с регулируемой длиной ACIS, электронная дроссельная заслонка и электронная система зажигания, с отдельными катушками на каждый цилиндр; мощностью 300 л.с.

Редуктор

Привод от двигателя на воздушный винт осуществляется через понижающий, одноступенчатый, цилиндрический, косозубый редуктор. Корпус редуктора выполнен из высокопрочных алюминиевых сплавов. Шестерни подвергаются химико-термической обработке и прикатке, имеют высокую износостойкость и прочность. Соединение с валом двигателя через эластичную муфту, выполненную заодно с маховиком.

Аэроглиссеры (аэролодки)

КОМПЛЕКТАЦИЯ

  • Надувной корпус лодки из высокопрочной ткани ПВХ (баллоны и фальшборт)
  • Цельносварной алюминиевый корпус силовой установки с креплениями под надувной корпус лодки
  • Двигатель на продольно-поперечной раме
  • Цельносварная алюминиевая защита воздушного винта (ограждение)
  • Воздушный винт 3-х или 6-ти лопастной
  • Вертикальные кили управления
  • Комплект защиты днища из полимерного материала
  • Металлическая панель управления с рулевой колонкой и рулевым колесом
  • На панели управления: замок зажигания, рукоятка управлением дроссельной заслонкой (газом), кнопка аварийного выключения зажигания с чекой, тумблеры управления системами двигателя и бортовой сети (тумблер переключения отопителя, включения фар, включения ходовых огней, включения дворников), прикуриватель, приборы контроля систем двигателя: комплексный прибор со счетчиком моточасов и тахометром, указатель температуры двигателя, светодиодные контрольные лампы давления масла в двигателе, перегрева двигателя и зарядки АКБ, указатель уровня топлива в баке
  • Два мягких морских кресла (водительское и пассажирское)
  • Алюминиевый вместительный рундук под двумя креслами
  • Бардачок перед пассажирским креслом
  • Мягкое сплошное сидение с мягкой спинкой для пассажиров, рассчитанное на 3-4 человека
  • Алюминиевый цельносварной топливный бак на 200 л.
  • Передние, боковые и дверные стекла «Триплекс»
  • Стеклоочиститель водительского стекла
  • Передняя грузовая платформа и пол кокпита с нескользящим полимерным покрытием
  • Мягкая отделка элементов кокпита
  • Леерные ограждения грузовой платформы
  • Аккумулятор
  • Ходовые огни
  • Весло-гребок

АЭРОСАНИ-АЭРОЛОДКА СВОИМИ РУКАМИ “Гидра”

Аэроглиссеры (аэролодки)

Как сделать аэросани-аэролодку своими руками. Несколько лет назад нам удалось построить весьма удачное транспортное средство —аэросани-аэролодку. Испытания этого аппарата оказались весьма удачными, и нам хотелось бы, чтобы нашим опытом смогли воспользоваться многие самодельщики. Свой аппарат мы изготовили на базе серийной мотолодки типа «Янтарь». Несколько слов о его возможностях. «Гидра» (так мы назвали его) может двигаться по льду со скоростью до 90 км/ч и по воде (с пассажирами) — до 45 км/ч.

Аппарат легко выходит из воды, на лед и, наоборот, со льда в воду. Транспортировка «Гидры» к реке осуществляется своим ходом — за несколько минут на лодку устанавливаются колеса, и она легко трансформируется в аэромобиль.

Аэроглиссеры (аэролодки)

Но универсальность аэролодки «Гидры» — еще не основная «изюминка» аппарата. Главное достоинство в весьма оригинальном приводе от коленчатого вала двигателя к валу воздушного винта. Роль трансмиссии здесь играет клиноременный вариатор от снегохода «Буран», что дает аэроходу с такой автоматической передачей ряд преимуществ перед аппаратами, где используются другие способы превращения мощности мотора в тягу.

Вкратце перечислим основные преимущества применения клиноременного вариатора для привода воздушного винта:

  1. Наш двигатель чрезвычайно легко запускается ручным стартером; воздушный винт при этом остается неподвижным и начинает раскручиваться, лишь, когда частота вращения коленчатого вала мотора достигает 2000 мин.
  2. После запуска двигатель может работать на холостых оборотах и не вращать при этом воздушный винт, что значительно повышает безопасность обслуживания транспортного средства с аэродвижителем.
  3. При работе на холостых оборотах коленчатый вал двигателя «Гидры» не испытывает значительных знакопеременных нагрузок, как это происходит на тех силовых установках, где воздушный винт насажен непосредственно на вал мотора. А это значительно увеличивает ресурс коленвала и его подшипников.
  4. Воздушный винт «Гидры» раскручивается плавно, без резких рывков, что существенно снижает требования к способу крепления пропеллера. На «Гидре» воздушный винт крепится на валу лишь цилиндрическим штифтом диаметром 6 мм.
  5. Передаточное число клиноременного вариатора автоматически устанавливается центробежным регулятором и нагрузочной муфтой вариатора в зависимости от частоты вращения двигателя и сопротивления вращению воздушного винта.

Аэроглиссеры (аэролодки)

Это означает, что в случае работы двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой частота вращения коленвала будет составлять 5000 мин вне зависимости от того, будет ли катер стоять или двигаться на полной скорости. Частота же вращения воздушного винта при этом будет меняться в зависимости от скорости движения аэролодки. Чтобы не быть голословными, проиллюстрируем это экспериментальными данными: с винтом 0 1200 мм (шаг 450 мм) двигатель развивает 5000 мин-1, а воздушный винт — 2880 мин”1; с винтом 0 1200 мм (шаг 600 мм) частота вращения коленвала.

Аэроглиссеры (аэролодки)

Двигателя 5000 мин, а частота вращения винта — 2190 мин. Эти данные получены при работе двигателя на месте с полностью открытой дроссельной заслонкой карбюратора. Для сравнения приведем те же данные при движении аппарата со скоростью 80 км/ч: первый винт при тех же оборотах коленвала имеет частоту вращения 4500 мин, а второй— 3850 мин. Интересно, что мы ставили на наш аппарат винты различных диаметров, шагов и с различными по ширине лопастями, однако статическая тяга при этом не выходила за пределы 75… 85 кгс. По сути, тяга в данном случае зависит в основном от КПД воздушного винта, поскольку частоту вращения каждого из винтов вариатор делает соответствующей режиму максимальной тяги.

Изложенное позволяет сделать вывод, что силовая установка с клиноременным вариатором существенно упрощает подбор воздушного винта и дает возможность двигателю со всеми винтами и на любых скоростях движения работать в режиме максимальной мощности. Несколько слов об аэровездеходе, который эксплуатируется нами вот уже более трех лет. «Гидра» изготовлена на базе серийной сварной дюралюминиевой мотолодки типа «Янтарь».

Аэроглиссеры (аэролодки)

Корпус лодки пришлось усилить дополнительными стрингерами и шпангоутами. На нескольких кормовых шпангоутах закреплены дюралюминиевые профили «уголок» — они стали опорой двигательной установки, зафиксированной на этих «уголках» через сайленблоки. Эти же кормовые шпангоуты объединены дополнительными стрингерами (дюралюминиевыми «уголками») для того, чтобы нагрузка от винтомоторной установки равномерно распределялась на возможно большее число шпангоутов. Мера эта оказалась оправданной — она существенно повысила надежность и долговечность конструкции.

Для нашей аэролодки «Гидры» требовалась центровка, существенно смещенная назад.

Чтобы осуществить это, мы несколько сдвинули сиденья водителя и пассажира к корме. Это потребовало изготовления полурубки, чтобы закрыть экипаж и приблизить ветровое стекло к водителю. Полурубка — фанерная, оклеенная тканью по нитролаку, а затем окрашенная нитроэмалями. Носовая часть лодки усиленная — это потребовалось для того, чтобы на нее можно было установить управляемое носовое колесо или лыжу. Рулевой механизм — от автомобиля «Запорожец».

Место крепления рулевого механизма усилено дюралюминиевыми «уголками» и швеллерами. Сам же рулевой механизм устанавливается изнутри лодки Все три колеса «Гидры» быстросъемные благодаря применению штифтов с поворотным язычком; устанавливаются они с применением амортизаторов.

Зону крепления задних колес также пришлось усилить. Для этого к корпусу лодки приклепаны фланцы, в которые заподлицо с ними вварена труба — в нее вставляются оси задних маятниковых рычагов. Оси «маятников» закрепляются тягами, которые фиксируются на корпусе штифтами с поворотным язычком.

Такой способ крепления колес позволяет одному человеку за 2… 4 мин установить колеса на «Гидру» или демонтировать их (разумеется, когда «Гидра» находится на воде).

На суше это приходится делать вдвоем: помощник при монтаже колес поддерживает корпус. Установка на лодку колес позволяет «Гидре» передвигаться (разумеется, вне населенных пунктов) и по суше — например, от водоема к водоему.

Для движения по льду или укатанному снегу используются лыжи: передняя управляемая (ее длина — 1,2 м, ширина — 0,5 м), покрытая снизу «нержавейкой» и заполненная изнутри пенопластом, а также две задние, жестко закрепленные в кормовой части корпуса на болтах М8, проходящие через шпангоуты. Лыжи эти вырезаны из березового бруска, и подошвы их обшиты листовой нержавеющей сталью и снабжены подрезами.

При эксплуатации аэролодки «Гидры» в режиме аэросаней применяются установленные на транце лодки скребковые тормоза.

Ну а при движении на колесах тормозные колодки задних колес имеют тросовый привод от скребков — это позволяет для торможения на всех режимах пользоваться единой педалью. Топливный бак емкостью 55 л располагается под силовой установкой, горючее к карбюратору двигателя подается с помощью насоса.

Воздушный винт моноблочный, вырезан из блока, склеенного из тщательно прифугованных друг к другу досок, соединенных в пакет эпоксидной смолой.

Наилучшие результаты для нашей силовой установки показал винт со следующими параметрами: диаметр — 1,4 м, шаг — 0,5 м, ширина лопасти — 0,105 м.

С таким винтом аэрогидроснегоход развивал скорость при движении по льду — до 10 км/ч, по воде — до 45 км/ч. При изготовлении воздушных винтов мы пользуемся более простой технологией, чем упоминающаяся в технической литературе. Вот ее основные этапы. При разметке заготовки, имеющей форму параллелепипеда, надо иметь в виду, что задние кромки лопастей проходят по одному из ребер заготовки.

Угол каждого из сечений лопасти легко контролируется по разметке. Готовя этот материал, мы не стали делать чертежи нашего аппарата, поскольку он собран из серийно выпускающихся элементов — мотолодки и вариатора с двигателем. Основная идея конструкции — именно в удачном сочетании воздушного винта и двигателя, соединенных автоматической трансмиссией. Поэтому мы и призываем самодельщиков на практике оценить работоспособность такого силового агрегата применительно к самым различным аппаратам — мотодельтапланам, глиссерам, аэросаням, аэроходам.

Оцените статью
YachtInform
Добавить комментарий

Adblock
detector