Лодочный мотор Ветерок 8
Горячая тема дня
0

В чем основные достоинства водоизмещающего катера

Время на прочтение статьи = 13 минут

Катер — это небольшое судно повышенной мореходности, длиной более 6 метров, имеющее рубку, увеличенный запас топлива и воды, набор элементов жизнедеятельности (спальные места, камбуз, гальюн, умывальник, навигационные приборы и т.д.), позволяющих совершать дальние поездки и находиться на воде в автономном режиме, как минимум сутки. Водоизмещающие катера предназначены для экономичного и очень спокойного передвижения по воде, позволяющего получать большое удовольствие от размеренных и многодневных путешествий в кругу семьи и близких друзей.

Водоизмещающие катера производятся из композитных материалов на основе дерева и характеризуются уменьшенным весом, отличной прочностью, привлекательным внешним видом и легкостью хода. Их корпуса тщательно проектируются под конкретный режим плавания и адаптируются к российским условиям, что позволяет добиваться высокой экономичности плавания под моторами рекомендованной мощности.

Они предназначены для широкого круга применения: путешествий и прогулок, охоты и рыбалки, спорта и активного отдыха, перевозки грузов и людей, решения служебных и специальных задач.

Водоизмещающий катер

Водоизмещающие катера не требуют специального ухода. В зимний период они могут храниться в проветриваемом помещении или на улице под тентом. Поддержание хорошего внешнего вида также не требуют особых усилий — восстанавливать поверхности можно обычными лакокрасочными материалами. Мелкие повреждения быстро устраняются с помощью эпоксидной смолы; главное при этом, чтобы не оставалось незащищенных участков поверхности дерева. Даже крупные поломки легко устранить при помощи дерева или фанеры, стеклоткани и эпоксидной смолы. Как показывает практика, такие катера при надлежащем уходе служат своим владельцам десятки лет.

Многоцелевой стальной катер для сибирских рек

В настоящее время все популярнее становится отдых на воде. К сожалению в Сибирском регионе серийное производство маломерных судов развито слабо, хотя потребность в таких судах велика в связи со старением существующего мелкого флота и значительным ростом эксплуатационных затрат на суда типа «Ярославец» и «Костромич», зачастую используемых частными владельцами для отдыха, охоты и рыболовства. При этом рост затрат вызван не только большими расходами на топливо и ремонт, но и накладными расходами, связанными с разрешающими эксплуатацию судна документами и контролем таких организаций как Российский Речной Регистр, СЭС, Пожарный надзор и пр.

В чем основные достоинства водоизмещающего катера

Преимущества катера

Конструкторско-технологическим бюро ЕРП была проведена работа по изучению рынка маломерных судов в Енисейском бассейне. Исследования показывают, что подавляющее большинство приобретаемых сегодня маломерных судов — это скоростные глиссирующие суда из стеклопластика. Однако стоит отметить, что при современном эстетичном экстерьере судна, техническая сторона эксплуатации подобных судов в условиях сибирских рек имеет ряд «минусов»:

  • во-первых, эти суда требуют значительного количества топлива, притом, что в регионе нет необходимой инфраструктуры, которая бы позволяла осуществлять заправку судна на притоках и даже на магистрали Енисея;
  • во-вторых, грузоподъемность таких судов невелика;
  • в-третьих, серьезным недостатком является и стеклопластиковый корпус. Топляк в реках, каменистое дно и скалистые, необорудованные берега могут вывести судно из строя. Стеклопластиковое судно не может позволить себе учалку к берегу в любом понравившемся месте, поскольку без специально оборудованной стоянки высок риск повреждения корпуса.
Очевидно, что более надежным и подходящим для сибирских рек является стальной водоизмещающий катер.

Краткое описание и характеристики прогулочного катера

Тип: моторный прогулочный катер с открытой (закрываемой тентом) палубой для пассажиров, с рулевой рубкой и двухместной каютой для экипажа.

  • Длина — 11 м
  • Ширина — 3,4 м
  • Пассажировместимость — 12 чел.
  • Экипаж — 1-2 чел.
  • Число спальных мест — 2-4
  • Объем топливного бака — 350 л.
  • Двигатель Hyundai HD 403 мощностью 70 л.с.
  • Скорость
    — максимальная — 19 км/ч
    — на экономичном ходу — 15 км/ч
  • Дальность плавания
    — при скорости 19 км/ч — 420 км
    — при скорости 15 км/ч — 550 км

Корпус катера стальной, обводы корпуса адаптированы для серийной постройки с использованием современных экономичных технологий сборки. В диаметральной плоскости расположен стабилизатор, который не только улучшает устойчивость на курсе, но и служит в качестве успокоителя качки и защищает винт при посадке на мель.

Движитель открытый винт. Возможно исполнение с водометом, что позволит уменьшить осадку. Двигатель с мощностью до 75 л.с. позволяет не регистрировать судно в Инспекции Российского Речного Регистра, а обойтись регистрацией в ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов), что существенно снижает эксплуатационные расходы.

По желанию заказчика возможна комплектация более мощным двигателем.

В чем основные достоинства водоизмещающего катера

Пост управления расположен в центральном салоне, в котором при непродолжительном плавании можно разместить 6 человек. Опустив крышку расположенного в салоне столика, ее можно превратить в спальное место на двоих. Там же расположен небольшой камбуз с газовой плитой и мойкой. В носовой части корпуса находится двухместная каюта с санузлом.

На базовом корпусе катера могут без существенной перестройки производства изготавливаться следующие варианты:

  • Прогулочный катер
  • Катер хозяйственного назначения (для рыболовецких хозяйств, охотников, фермеров и т.д.)
  • Моторная яхта

Водоизмещающий катер для семейного отдыха «АСКОЛЬД-18»

Маленький водоизмещающий катер проекта «Аскольд-18» стилизован под небольшой буксир и предназначен для семейного отдыха и в качестве прогулочного на внутренних водоемах и в прибрежной зоне морей.

Корпус имеет круглоскулые обводы с транцевой кормой. Продольный и поперечный набор – ламинированный, выполнен из дуба. Обшивка корпуса реечная из сосны. В средней части корпуса установлена остекленная рубка (триплекс).

В корме расположен самоотливной кокпит. Днище кокпита изготовлено из бакелизированной фанеры и защищено дубовым рустером. В целях безопасности кокпит имеет высокий комингс. В кокпите расположены кормовая банка с мягким диваном и люком в ахтерпик, трапик, а также рундуки под потопчинами верхней палубы закрываемые крышками. Перед рубкой расположен люк для вентиляции и выхода на носовую палубу. Палуба оклеена тиковой рейкой.

На судне предусмотрена установка специального подвесного мотора для водоизмещающих катеров Mercury «Big Foot» мощностью 9,9 л.с. с электрическим запуском и дистанционным управлением.

В чем основные достоинства водоизмещающего катера

В рубке расположены два спальных места, стол, шкафчик для одежды, камбузный стол с мойкой и газовой плитой, пост управления.  В рундуке установлен яхтенный прокачной унитаз, закрываемый откидной крышкой. Для хранения судового и личного имущества используются форпик, рундуки под койками, рундуки кокпита, ахтерпик.

Рубка, кап, комингс кокпита, детали обстройки выполнены из массива красного дерева и краснодеревой морской фанеры.

Управление судном осуществляется из рубки с помощью штурвала и механической передачи на подвесной мотор.

Электрооборудование включает в себя одну аккумуляторную батарею емкостью 45 Ач, навигационные огни, светильники, зарядное устройство, розетки и кабель берегового питания.

В чем основные достоинства водоизмещающего катера

Судно укомплектовано якорем массой 13,6 кг, якорным канатом, швартовным устройством,  ручным и электрическим осушительными насосами, системой  пресной воды, фановой системой, стеклоочистителями, топливной цистерной.

Водоизмещающий катер для туристских плаваний

В «КиЯ» № 219–221 были рассмотрены требования к глиссирующему катеру минимальных размеров, ориентированному на туристские плавания по рекам и озерам Северо-Запада и примеры его схемных решений.

Так как туристским катерам часто приходится плавать вне фарватера, они должны иметь малую осадку и быть достаточно легкими, чтобы семейный экипаж мог снять катер с мели своими силами (желательно, чтобы еговодоизмещение не превышало 3 т).

Водоизмещающие катера часто автоматически определяются как катера для дальних плаваний. Популярные в Питере катера, созданные на базе новоладожских малых сетеподъемников, имеют длину более 10 м, водоизмещение – более 6–7 т и значительную осадку.

Экономичная скорость таких катеров не превышает 12 км/ч при расходе топлива 35–50 л/100 км, что обеспечивает дальность плавания до 1000–1500 км. Их максимальная скорость – не более 14 км/ч, при которой расход топлива уже превышает 100 л/100 км.

Обводы и конструкции сетеподъемников выбраны таким образом, чтобы иметь неплохую мореходность в сочетании с плавной качкой; особенно хорошо они идут против волны.

Однако, если профессионалам, например рыбакам, плавная качка облегчает работу, то в семейном экипаже обязательно найдутся укачиваемые люди, которые плавную, более низкочастотную качку воспринимают значительно хуже, чем резкую и порывистую.

В чем основные достоинства водоизмещающего катера

По наблюдениям авторов, большинство владельцев таких катеров, хотя и уверены в их мореходности, но предпочитают совершать на них дальние плавания по рекам, а не по крупным озерам.

Это объяснимо: дело в том, что, несмотря на повышенную мореходность таких катеров, амплитуда их качки при высоте волны более 1 м практически такая же, как и у более легких катеров.

По мнению авторов, продолжительность «морского» плавания для обычного семейного экипажа даже при среднем волнении, когда еще никого не укачивает, не должна превышать двух-трех часов.

Понятно, что для тихоходного катера с учетом ожидания погоды переход крупного озера в более или менее комфортабельных условиях может растянуться на неделю. В это же время скоростной, хотя и менее мореходный, катер может воспользоваться коротким затишьем, чтобы успеть проскочить озеро.

А вот тихоходное судно в озерном плавании не сможет воспользоваться «гонкой за лидером», чтобы двигаться позади крупного судна (лучше пассажирского) в условиях значительно меньшей качки. Поэтому владельцы таких катеров избегают лишний раз выходить в озеро.

Таким образом, их повышенная мореходность в большинстве случаев оказывается невостребованной, а повышенные осадка и водоизмещение ограничивают районы плавания.

В чем основные достоинства водоизмещающего катера

К другой разновидности водоизмещающих катеров можно отнести катера, созданные на базе спасательных шлюпок. Основное требование, предъявляемое к спасательной шлюпке, – обеспечить безопасность как можно большему количеству людей при минимальных размерах – кардинально отличается от требований к туристскому катеру.

При перестройке спасательной шлюпки в туристский катер водоизмещение последнего оказывается в 3 раза меньше, чем расчетное водоизмещение шлюпки. Малая осадка в сочетании с малокилеватым днищем большой ширины приводит к появлению значительных ударных нагрузок при плавании на волнении (слеминг).

Вследствие очень тупых носовых обводов (особенно у пластмассовых шлюпок) при взаимодействии с крутой озерной волной катер практически останавливается.

Отсутствие транцевой кормы приводит к тому, что уже на малой скорости он приобретает значительный дифферент на корму, что приводит не только к ограничению скорости, но и к усилению слеминга.

Как ни странно, наиболее удачные туристские катера были созданы на базе старых шлюпок, обшивка которых выполнена из досок, вырезанных из бакфанеры; имели достаточно острые носовые обводы. Любители разработали ряд схемных решений, позволяющих частично улучшить эксплуатационные характеристики таких катеров. Так, для улучшения входа в волну используется накладной нос.

В чем основные достоинства водоизмещающего катера

К старому вертикальному форштевню крепят дополнительный наклонный форштевень, к нему крепятся листы обшивки, которые плавно сопрягаются со старой обшивкой. При этом не только улучшается мореходность, но и создается таранный отсек. Подобные переделки необходимы прежде всего на старых (несбрасываемых) пласт- массовых шлюпках. При этом лишена этих недостатков, однако она намного сложнее конструктивно и в меньшей степени увеличивает остойчивость катера.

Наилучший результат достигается при переоборудовании небольших спасательных шлюпок (пассажировместимостью до 30–40 чел., длиной не более 8 м), которые сбрсываются с кормы крупного судна.

При установке дизеля мощностью 20–30 л.с. с редуктором расход топлива при скоростях плавания 11 км/ч может со- ставить 25–30 л/100 км. Небольшую шлюпку можно переоборудовать также в неплохой мотопарусник.

Необходимо отметить, что трудоемкость работ по переоборудованию спасательной шлюпки в туристский катер довольно высокая, близкая к трудоемкости постройки нового катера, причем перестроенный из шлюпки катер будет хуже изначально создаваемого как туристский.

Поэтому лучшие результаты можно получить, если водоизмещающий катер специально создается как туристский.

Такой катер, сочетающий высокую экономичность, малую осадку с приемлемой мореходностью, вполне подойдет пенсионерам и всем тем, кто имеет два месяца от- пуска и может превратить томительное ожидание погоды в полноценный отдых.

Подробные рекомендации по выбору обводов водоизмещающего катера приведены в «Справочнике по малотоннажному судостроению», а также в «КиЯ» № 204.

Так как экономичность водозмещающего катера несильно зависит от водоизмещения, а увеличение длины в некоторых случаях даже способствует увеличению скорости, то, взяв за основу общее расположение глиссирующего катера («КиЯ» № 219), длину водоизмещающего катера можно увеличить до 8 м (при водоизмещении не более 2.5–3.0 т). Правда, такой катер сложнее перевозить автотранспортом.

Учитывая, что для движения экономичным ходом достаточно, чтобы мощность двигателя составляла 5–10 л.с., в качестве двигателя целесообразно использовать дизель мощно- стью 20–30 л.с., способный работать на любой солярке, например, тракторный дизель от «МТЗ-300» мощностью 33 л.с.

Можно установить и современный высокооборотный дизель (например, типа «Beta») мощностью 30 л.с., но при заправке сомнительным топливом необходимо снимать с двигателя мощность не более 10–15 л.с., тогда дополнительные нагрузки на детали двигателя не будут превышать допустимые.

В чем основные достоинства водоизмещающего катера

Преимущество дизеля по сравнению с бензиновым двигателем заключается не только в несколько меньшем удельном расходе на номинальной мощности, но и в существенно меньшем удельном расходе при эксплуатации на частичной мощности (0.3–0.5 максимальной).

По этой причине, если все- таки устанавливается бензиновый двигатель, то его мощность целесообразно выбирать не более 15–20 л.с., чтобы он эксплуатировался на мощности не менее 0.5–0.6 максимальной. Высокой экономичности катера можно достичь, только используя низкооборотный винт с высоким КПД.

С этой целью между двигателем и винтом необходимо установить редуктор, который понижает число оборотов винта в минуту на экономичной скорости до 900–1200, а диаметр винта увеличить до 350–400 мм.

По этим причинам самый современный 20-сильный четырехтактный ПМ будет на водоизмещающем катере при эксплуатации на частичных нагрузках в 2 раза менее экономичным, чем стационарный 15–20-сильный дизель с низкооборотным винтом.

Водоизмещающие катера создают также на основе глиссирующих судов. Так, катер «Улисс» был переделан из тримарана типа «Лангуст».

При этом был удлинен корпус как спереди (от- сюда – вторая скула в носу), так и сзади.

В чем основные достоинства водоизмещающего катера

Вместо водомета установлен откидной винторулевой комплекс со шлицевой муфтой и с винтом диаметром 500 мм, расположенным в туннеле.

До переделки катер эксплуатировался в режиме «тихого» плавания, после нее осадка катера на ходу увеличилась не- значительно (при откинутой передаче не увеличивалась), эксплуатационная скорость повысилась с 12 до 14 км/ч, а расход топлива уменьшился в 2 раза.

Источники:

  • https://www.e-river.ru/commerce/offers/uniboat
  • http://www.varyag-onego.ru/suda/1/10/
  • http://katera.ru/files/magazines/222/048-050.pdf
Добавить в закладки
1 Звезда2 Звезды 0
Загрузка...
Добавить комментарий