Технические характеристики катера “Амур 2”

Советский Союз уделял особое внимание развитию судостроения, поэтому во времена существования этой великой державы было выпущено большое количество различного водного транспорта. Катер «Амур», технические характеристики которого были пределом мечтаний любого советского водомоторника, был произведен в 60-х годах прошлого века. Катер имел несколько различных модификаций, сердцем этого судна выступал мотор от автомобиля «Москвич-412». Ниже вы найдете подробное описание и технические характеристики катеров «Амур».

Общие сведения о катере “Амур”

Общие сведения о катере “Амур”

Моторный катер “Амур” выпускался на авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина с 1968 года

Моторный катер “Амур” выпускался на авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина с 1968 года. Катер выпускался в нескольких модификациях “Амур-2”, “Амур-3”, “Амур-М”, “Амур-Д”. Модификации лодки отличаются типом расположения гребного винта и наличием рубки у модификации “Амур-2”.

Все Амуры комплектовались стационарным двигателем “Москвич-412”. На модификациях была применена поворотно-откидная колонка для выноса гребного винта за корму катера. Такая компоновка позволила повысить защиту гребного винта и увеличить полезное пространство в кокпите.

Катер безусловно можно было бы отнести к премиум-сегменту лодок, доступных для приобретения населением. Более 5,5 метров длиной, со стационарным двигателем и стоимостью, сравнимой с автомобилем, “Амур” был доступен далеко не каждому в СССР.

Описание катера “Амур”

Клепано-сварной корпус лодки “Амур” изготавливался из алюминиево-магниевого сплава, палуба и рубка из дюралюминия Д16АТ. Остроскулые обводы корпуса лодки имеют умеренную килеватость днища у транца. У форштевня скула поднимается. Толщина бортов составляет около 1,5 мм, днища – до 2,5 мм. Жесткость корпуса обеспечивал набор из 10 шпангоутов. Непотопляемость обеспечивалась пенопластовыми блоками, уложенными по бортам.

Катер “Амур” трехобъемный. Форпик, закрытый плоской палубой, отделен от кокпита переборкой, придающей корпусу дополнительную жесткость. Основное предназначение форпика – герметичный багажник. Доступ в форпик обеспечивается через люк в палубе. Просторный кокпит катера оборудован кормовым диваном и двумя передними сиденьями. Рулевое управление слева. Сиденья раскладные, способные предоставить команде два полноценных спальных места.

Два топливных бака расположены в бортах кокпита. Каждый бак вмещает до 50 литров топлива. В незанятых нишах бортов расположены багажные отделения с полочками для небольших вещей и мелочевки. За кокпитом следует внушительных размеров моторное отделение. В более поздних модификациях, гребной винт был вынесен за корму с помощью поворотно-откидной колонки, что позволило сократить размер моторного отсека, тем самым увеличить полезную площадь кокпита.

В первых модификациях “Амур” имел косой днищевый дейдвуд, через который проходил прямой гребной вал от реверс-редуктора. Доступ в моторный отсек был организован открывающиеся крышки, расположенные на задней палубе. Крышки снабжены замками.

В моторном отсеке на всех модификациях устанавливался один и тот же двигатель “Москвич-412” мощностью 60 лошадиных сил. Вибрации, создаваемые этим двигателем, создавали дополнительную нагрузку на, и без того не очень прочный корпус. Частично эту проблему разработчикам удалось решить установкой ПОК (Амур-2 и Амур-3) и водомета на модификации “Амур-Восток”.

Поворотно-откидная колонка имела тоже неоптимальную конструкцию (в процессе эксплуатации часто выходили из строя ее элементы), однако с ее помощью удалось не только расширить кокпит, но и решить еще одну насущную проблему “Амуров” – глубокою осадку и незащищенность гребного винта.
Технические характеристики катера “Амур 2”

При разработке катеров была проведена большая работа по улучшению мореходных качеств  лодки

Модификация катера “Амур-2” состояла в установке на катер рубки из дюралюминия. Размеры катера позволяли обустроить на нем полноценную каюту с возможностью размещения в ней спальных мест, что и было сделано разработчиками. Пульт управления был вынесен за каюту, ветровое стекло установлено на задний край рубки.

Изначально катера “Амур” допускались до плавания при высоте волны до 75 см, более поздние модификации позволяли выходить уже при 1,2-метровых волнениях и удаленности от берега до 3 км. При разработке катеров была проведена большая работа по улучшению мореходных качеств этой лодки, но разработчики шли по пути поднятия скул и заострения носовой части при сохранении плоскости днища для поперечной остойчивости катера.

Достоинства и недостатки катера “Амур”

Недостатки катера “Амур”

Подверженность при глиссировании ощутимым ударам, в том числе и при малом волнении воды. Подобное поведение способствует появлению дискомфорта и некоторой тревоги у пассажиров. Нередко волны приводят к ослаблению заклепок. Детали необходимо своевременно закреплять, иначе может появиться течь.
Достоинства и недостатки катера Амур

Катер Амур подвержен при глиссировании ощутимым ударам, в том числе и при малом волнении воды

Рекомендуется изменение обводов и повышение килеватости лодки, особенно в носовой части. Такую процедуру своими руками проделать довольно проблематично. Оптимальный вариант снижения воздействия ударной волны – укрепление днища или приобретение модернизированного аналога.

Выход двигательной конверсии за пределы установленных норм. Узел охлаждения имеет один контур, который не справляется в должной мере с поддержанием нормальной температуры эксплуатации судна. Такая проблема чревата образованием коррозийных процессов на металлических частях мотора. В связи с этим владельцы часто проводят тюнинг катера «Амур» и в части охладительной системы.

Конструкция плавательного средства не предусматривает реверсивный ход. Для разобщения передаточного момента вала и «движка», используется автомобильная муфта сцепления, не рассчитанная на длительное нахождение в неактивном состоянии. Присутствие подобного узла способствует дополнительной сложности в управлении и дискомфорту водителя.

Достоинства катера “Амур”

Довольно современный и продуманный экстерьер. Хорошо спланированная «архитектура» и конструкция катера с плавными обводами. Неплохая вместительность в плане размещения багажа. Надежная работа привода дистанционного управления. Грамотная разработка защитного тента. Высокий показатель скорости (40 км/ч).

Катер «Амур»: общие технические характеристики

Расход топлива водомета рассматриваемого судна зависит от загрузки плавсредства. Стоит отметить, что в качестве силовой установки выступает двигатель от автомобиля «Москвич-412». Электродуговая точечная сварка применяется для обустройства палубных и днищевых стрингеров.

Толщина обшивки в районе днища составляет до 2,5 миллиметров, в областях пониженной нагрузки – 1,5 мм. Основу поперечного комплекта составляют десять шпангоутов. Для ночлега предназначен раскладной диван и передние сидения.Вдоль обоих бортов предусмотрены багажники для хранения шанцевого инструмента. Топливо заправляется в два одинаковых бака, объем каждого из которых составляет 50 литров.

Параметры катера:

В качестве силовой установки катера Амур выступает двигатель от автомобиля «Москчич-412»

  • длина/ширина/высота:  5500/1870/820 милиметров;
  • показатель осадки по габаритам:  270 милиметров;
  • вес судна с полным снаряжением без пассажиров:  630 килограмм;
  • вместимость:  пять человек;
  • параметр грузоподъемности:  500 килограмм;
  • особенности двигателя : использует топливо АИ-92;
  • мощность рабочая:  60 лошадиных сил;
  • тип соединения:  заклепки и сварка;
  • скоростной порог с нагрузкой: –40 км/час.

Описание катера “Амур-2”

Катер “Амур-2” – в ней удачно сочетаются скорость, маневренность и комфорт. Наличие поворотно-откидной колонки повышает маневренность и управляемость лодками. Откидывание колонки при наезде на препятствие исключает травмирование пассажиров и поломку корпуса и винта. Отсутствие выступающих частей под днищем( гребной вал, рулевое перо и др.) делает удобным техобслуживание и эксплуатацию.

Внутренняя часть каюты оснащена парой мягких сидений, которые, раскладываясь, образуют три спальных места. Также освобождается доступ к рундукам, посредине предусмотрен трансформируемый столик. Длина рубки – 1800 мм, высота – 1150 мм.

Устойчивость судну обеспечивает набор пенопластовых блоков, закрепленных на корпусе, изготовленном из сплава алюминия и магния. Благодаря повышенной устойчивости к коррозийным процессам, плавательное средство можно эксплуатировать в соленой воде. от непогоды пассажиров и груз защищает съемный тент, который монтируется по стандартному принципу, характерному для этой линейки плавательных аппаратов.

Технические характеристики катера «Амур-2»

Основные параметры катера «Амур-2»:

  •  габаритные размеры:  5620/1830/930 милиметров;
  • конструкционная осадка:  232 милиметров;
  • киллеватость:  18 градусов;
  • вместимость:  5 человек;
  • показатель грузоподъемности:  500 килограмм;
  • скорость на полном ходу:  47 км/час;
  • силовая установка:  бензиновый мотор от «Москвича-412»;
  • мощность – 60 лошадиных сил;
  • тип соединения:  заклепки.

Описание катера “Амур-3”

Этот вариант является аналогом 2-й серии. Единственное отличие заключается в увеличении габаритов кокпита за счет демонтажа рубки. Этот момент также повлиял на снижение стоимости судна. Прочие характеристики катера «Амур-3» идентичны предшественнику. Выход на таком плавсредстве допускается по удаленности до трех тысяч метров от берега, при волне высотой не более 1200 мм.

Для улучшения мореходных параметров модификации «Амур-2М» и «Амур-3» оснащены более острыми обводами, обладают повышенным показателем килеватости шпангоутов. В части форштевня скула слегка приподнята.

Такое решение дало возможность уменьшить воздействие от ударов волн и нивелировать чрезмерную забрызгиваемость кокпита. Сниженная килеватость в области кормы позволила улучшить гидродинамические показатели с облегчением перехода в режим глиссирования.

Технические характеристики катера «Амур-3»

Основные данные катера «Амур-3»:

  • длина наибольшая/габаритная: 6,12 метра;
  • ширина наибольшая:  1,83 метра;
  • высота борта на миделе/на транце:  0,88 метров;
  • осадка при полной нагрузке:  0,32 метра;
  • водоизмещение полное: 1270 килограмм;
  • грузоподъемность полезная:  не менее 500 килограмм;
  • масса корпуса:  330 килограмм;
  • масса снаряженного катера (без топлива):  720 килограмм;
  • мощность двигателя «412» (конверсия):  60 лошадиных сил.

Описание катера “Амур-Д”

Наследником модели «Амур-М» стал катер «Амур-Д». Технические характеристики судна остались практически не измененными. Основная модификация была направлена на увеличение максимальной высоты палубы, комингс была удлинен на 6 см, высота борта на миделе – на 11 см. Также конструкторы изменили наклон транца до 10°.

Изменения в конструкции позволяют осуществлять выход в море при высоте волн до 1 метра. Удаление от береговой линии возможно на 5000 метров. Также «Амур-Д» отличается Z-приводом двигательно-рулевого агрегата. Моторное отделение закрывается двумя крышками. Специальные жалюзи на бортах обеспечивают свободную вентиляцию моторного отделения.

Быстросъемная стенка шпангоута позволила сделать процесс обслуживания наиболее удобным. Кокпит судна закрывается складным тентом, который в разобранном состоянии укладывается в заднюю часть отсека.

Двигатель катера «Амур» серии “Д” представляет собой конвертируемую версию мотора «412ДЭ» и поворотно-откидную колонку (ПОК). Агрегат монтируется на трех мягких опорах, соединяется с ПОК при помощи карданного вала.  В процессе охлаждения забортная вода поступает во внешний контур при помощи самовсасывающей помпы.

На выходе поток разделяется: одно направление – реверс-редуктор, вторая струя – пространство за рубашкой выпускного коллектора. Теплообменный процесс жидкости внутреннего контура и поступившей воды осуществляется в холодильнике (он сделан единым целым с расширительным бачком). Далее смесь через вентиль прерывного действия направляется за борт.

Параметры силовой установки:

Изменения в конструкции катера
АмурД  позволяют осуществлять выход в море при высоте волн до 1 метра

  • тип мотора:  четырехтактный карбюраторный двигатель с четырьмя цилиндрами;
  • мощность:  60 лошадиных сил;
  • средний расход топлива:  225 г/л с. ч;
  • используемое горючее:  АИ-93;
  • оборотистость:  4500 вращений в минуту;
  • дополнительное оснащение:  жидкостный и масляный холодильник, усовершенствованный выпускной коллектор, обновленная система смазки.

Технические характеристики катера «Амур-Д»

Указанная туристическая вариация отличается от версии «М» наличием движительно-рулевого приспособления в виде Z-образного привода с повторно-откидной колонкой. Корпусная часть сделана из дюралюминия методом клепки и сварки.

Основные данные катера «Амур-д»:

  • толщина обшивки днища:  2.5 милиметра;
  • аналогичный показатель настила палубы и бортов:  1,5 милиметров;
  • элементы корпуса:  форпик, моторный отсек, кокпит;
  • поперечный набор:  десять шпангоутов;
  • сиденья:  два, с возможностью раскладывания в спальные места;
  • резервуары для топлива:  пара емкостей общей вместимостью 100 литров;
  • скорость:  40 км/час.
  • габариты:  5500/1870/820 милиметров.
  • масса:  0,63 тонны.

Оцените статью
YachtInform
Добавить комментарий

Adblock
detector