Лодочный мотор Ветерок 8
Горячая тема дня
0

Катер Амур: технические характеристики и его описание

Время на прочтение статьи = 19 минут

В организационных преобразований проведенных на Авиационном производственном объединении КНААПС (г. Комсомольск-на-Амуре), выделилось самостоятельное дочернее предприятие — Завод по производству маломерных судов «АМУР». Водникам России хорошо известны ранее выпускавшиеся большими сериями скоростные прогулочные катера «Амур-2», «Амур-3», «Восток» и их модификации, которые разрабатывались и изготавливались специалистами, работавшими на этом же вновь созданном предприятии. Здесь я расскажу про катер Амур и его технические характеристики.

Катера завода «Амур»

Катер Амур: технические характеристики и его описание
Эти катера отличаются высокими гидродинамическими характеристиками корпуса, изготавливаемого из коррозионно-стойких легких алюминиево-магниевых сплавов, и имеют надежный двигательно-движительный комплекс (конвертированный двигатель «Москвич-412» и поворотно-откидную колонку собственного производства). Доброй славе «Амуров» способствовали их высокая надежность и прочность, продемонстрированных недавно в беспрецедентных по длительности и сложности пройденной пути супермарафонах Комсомольск-на-Амуре — Москва (1993 и 1995 гг.).
Используя накопленный ране опыт, проанализировав и изучив спрос на прогулочные катера в России и за рубежом, коллектив завода «Амур» разработал и выпустил новые катера серии «Стрела». Это современные по дизайну и эксплуатационно-техническим характеристикам маломерные суда с высокими мореходными качествами и большой энерговооруженностью, простые и технологичные по конструкции. На базе единого корпус реализованы различные по компоновке модификации, удовлетворяющие самым строгим требованиям различных потребителей. Благодаря появлению у нас в продаже импортных подвесных моторов любой мощности мы смогли предложить покупателю новые катера (точнее, по спортивной классификации — моторные лодки), более комфортабельные, чем те «Казанки» и «Прогрессы», которые сотнями тысяч выпускались раньше.
Катер Амур: технические характеристики и его описание
В 1996 г. были изготовлены первые опытные образцы мотолодок «Стрела-3» и «Стрела-4», на которых отрабатывалась полная программа предварительных и сертификационных испытаний. По их результатам, подтвердившим высокие эксплуатационные характеристики новых судов, были оформлены сертификаты безопасности РФ. «Стрела-3» — открытое скоростное шестиметровое судно, имеет необычную для отечественных прогулочных лодок планировку. Носовую ее часть занимает небольшой пассажирский кокпит, оборудованный мягкими сиденьями (с трех сторон) и поручнями по бортам. Через откидную форточку в лобовом стеклеможно пройти мимо консольного пульта управления (по правому борту) и штурманского столика с багажником (по левому) в основной кокпит. Здесь кроме кресла водителя установлены два пассажирских кресла (спинка к спинке), которые раскладываются в полноразмерное спальное место, и кормовой мягкий диван. Оба кокпита в непогоду закрываются легкосъемными тентами. Водитель и пассажиры защищены высоким ветровым стеклом, обеспечивающим комфортные условия при движении.

«Стрела-4» — современное по дизайну скоростное шестиметровое судно, оборудованное и комфортной рубкой-убежищем, и просторным кокпитом, в котором установлены мягкие кресла и кормовой диван.

Лодка имеет леерное ограждение и достаточное количество рундуков.

В 1997 г. построены и успешно реализуются на внутреннем рынке эти моторные лодки первой установочной партии. Новый подход в проектировании предопределил целый ряд их достоинств и преимуществ. Разработанные с применением системы проектирования САПР фирмы EDS «Юниграфикс» новые выпукло — килеватые гидродинамические обводы удлиненного корпуса (L/B = 2.83) с углом килеватости на транце 18° и развитыми скуловыми брызгоотбойниками обеспечивают высокую мореходность и комфортабельность лодок при ходе на волнении, хорошую маневренность. Обводы корпуса предельно упрощены — не имеют двойной кривизны, легко разворачиваются на плоскости. В производстве такие обводы не требуют специального штампового оборудования.
Катер Амур: технические характеристики и его описание
Корпус сварной и клепаной конструкции выполнен из коррозионно-стойкого сплава АМг5М, сохраняющего на протяжении всего срока эксплуатации судна прочность и внешний вид. При изготовлении корпусов применена авиационная технология, позволившая снизить вес корпуса, по сравнению со стеклопластиковыми лодками тех же размерений, до 25%. Задача достижения высоких скоростей реализована применением мощных подвесных импортных моторов (отечественного мотора мощнее 30 л.с. по-прежнему нет). Для их установки в кормовой части корпусов оборудована просторная ниша с транцем высотой 510 мм. М

отолодки установочной партии оснащены 115-сильными моторами известных фирм «Джонсон» (США) и «Ямаха» (Япония) и укомплектованы дистанционной системой управления и контрольно-измерительными приборами.

Два встроенных бака общей вместимостью 200 литров позволяют пройти без дозаправки более 400 км с крейсерской скоростью 65 км/ч.
Катер Амур: технические характеристики и его описание
При проектировании были полностью обеспечены важнейшие параметры безопасности судна — аварийная остойчивость и непотопляемость. В результате’ испытаний было доказано, что лодки могут оставаться на плаву, поддерживая шесть человек, сидящих в залитом кокпите. Аварийный запас плавучести обеспечивается блоками из жесткого пенополиуретана. Мотолодки рассчитаны на эксплуатацию на любых водоемах, включая прибрежные зоны морей, при волнении до трех баллов, причем килеватое днище ощутимо снижает неизбежные при этом ударные перегрузки. Новинкой сезона 1997 года стала новая комфортабельная скоростная мотолодка «Стрела-5», добавившая к достоинствам предыдущих моделей «Стрел» новые: увеличение энерговооруженности и надежности двигательного комплекса за счет установки двух подвесных моторов суммарной мощностью 230 л.с.; значительное улучшение условий обитаемости благодаря светлой и просторной рубке, имеющей большую площадь остекления и обеспечивающей максимальный обзор придвижении; наличие леерного ограждения по всему периметру судна и моста-арки, на который крепятся выносное навигационное оборудование, флагштоки, солнцезащитный козырек, ходовой и стояночный тенты. Просторный кокпит оборудован мягкими сиденьями и кормовым диваном, двумя встроенными барами и несколькими вместительными рундуками. Для схода в воду купающихся имеется трапик-стремянка.

«Стрела-5» прошла все испытания и подготовлена к сертификации в начале 1998 года.

А на стапеля уже закладывается первая установочная партия. Прошел испытания и также предлагается заказчикам вдвое более крупный катер «Авиакобра», на котором установлены два двигателя с угловыми колонками. На этом комфортабельном 10-тонном судне оборудовано шесть спальных мест.
Катер Амур: технические характеристики и его описание
На базе разработанного модульного корпуса типа «Стрела» за счет перекомпоновки внутренних объемов были разработаны катера различного назначения: — прогулочно-круизный катер; — служебно-разъездной катер с бизнес-салоном для деловых поездок и представительских целей; — патрульное судно для природоохранной, таможенной, пограничной и других служб; — катер для эксплуатации на пассажирских и экскурсионных линиях. Коллектив завода «Амур» Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения уверен, что новые катера понравятся потребителю и займут достойное место на обширном рынке маломерных судов как в России, так и за рубежом. А впереди новые проекты и борьба за их реализацию.

Описание катеров «Амур-2» и «Амур-3»

Более двенадцати лет с конвейера Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина сходят пятиместные прогулочно-туристские катера с маркой «Амур», завоевавшие популярность у любителей отдыха на воде. В немалой степени этому способствует постоянная забота предприятия о совершенствовании конструкции катера, внимание ко всем поступающим на завод отзывам и предложениям по модернизации, улучшению качества продукции.

На заводе внедрены совершенные технологические процессы изготовления деталей и сборки клепано-сварных корпусов и устанавливаемых на них реверс-редукторов; отработаны методы проверки реверс-редукторов на стендах, обкатки перед монтажом, а также на стендах входного контроля систем двигателя после его конверсии.

В заводских бассейнах проверяется не только герметичность каждого корпуса, но и работа двигателя и всех систем катера на швартовах.

Катер Амур: технические характеристики и его описание

Каждую навигацию проводятся ходовые ресурсные испытания серийных катеров с целью проверки внедряемых в производство новых конструктивных и технологических решений. Например, на «Амуре-М» — модификации катера , выпускавшейся заводом с 1972 г., в самые последние годы стала устанавливаться система осушения — откачки воды из трюма при помощи насоса системы охлаждения двигателя. Важной мерой явилась установка резиновых втулок-амортизаторов под болты крепления реверс-редуктора: общий шум от его работы значительно снизился за счет эффективного гашения структурного шума. Принимая во внимание, что катера этого типа эксплуатируются не только на реках и озерах, но и все чаще — в прибрежных зонах морей, с 1978 г. завод приступил к серийному выпуску «Амуров-М» в морским исполнении: катера новой модификации устойчивы к воздействию морской воды и морского климата.

В настоящее время семейство катеров «Амур» пополнилось новыми, более комфортабельными моделями — «Амур-2» (каютный) и «Амур-3» (открытый), оборудованными поворотно-откидными колонками, изготовляемыми нашим же предприятием.

Технические характеристики катеров «Амур-2» и «Амур-3»

Катер Амур: технические характеристики и его описание

В эксплуатационных преимуществах установки с поворотно-откидной колонкой перед традиционной установкой с угловым реверс-редуктором и наклонным гребным валом мы практически убедились в первые же часы ходовых испытаний головного катера нового типа. С поднятой колонкой можно было подходить к отмелому берегу. Катер на максимальной скорости перелетал через плывущее навстречу бревно и без каких-либо повреждений уверенно продолжал плавание. Гребной винт легко было заменять непосредственно на плаву. Значительно снизился шум в кокпите катера.

Благодаря уменьшению длины моторного отсека кокпит на «Амуре-3» стал гораздо просторнее, на «Амуре-2» удалось разместить каюту, а в кокпите между каютой и моторным отсеком установить два регулируемых мягких кресла и кормовой диван.

Цена, по сравнению с «Амуром-М» возросла, однако, по отзывам первых владельцев, наличие полностью оборудованной каюты-убежища и применение угловой поворотно-откидной колонки оправдывают повышение цены «Амура-2».

Основные данные катера «Амур-2»
Длина наибольшая/габаритная, м 5,62/6,12
Ширина наибольшая, м 1,83
Высота борта на миделе/на транце, м 0,93/0,88
Осадка при полной нагрузке, м 0,32
Водоизмещение полное, кг 1270
Грузоподъемность полезная — не менее, кг 500
Масса корпуса, кг 330
Масса снаряженного катера (без топлива), кг 720
Мощность двигателя «412» (конверсия), л. с. 60

Размерения и обводы корпуса остались без изменений, за исключением того, что высота палубного комингса увеличилась на 60 мм, а общая высота борта на миделе стала больше на 110 мм. Это, как и ряд других мер позволило разрешить катерам новых моделей выход в море при высоте волны не до 0,75 м, как у «Амура-М, а до 1,2 м. Наклон транца увеличен до 10°.Корпус катера «Амур-2» стал на 80 кг тяжелее, чем у «Амура-М», однако на скорости это практически не сказалось: по-прежнему скорость при полном водоизмещении составляет не менее 40 км/ч.

На всех катерах типа «Амур» установлен автомобильный конвертированный четырехцилиндровый двигатель «412», имеющий максимальную мощность 60 л. с. при 4500 об/мин и вес 174 кг (рабочий объем цилиндров — 1,48 л.) степень сжатия — 8,8; охлаждение — водяное двухконтурное. При конвертировании на двигатель устанавливаются водо-водяной и водо-масляный радиаторы, пламегаситель, насос забортной воды; штатный выпускной коллектор заменяется охлаждаемым; переделывается система смазки. Применяется 6ензин АИ-93, удельный расход топлива — 225 г/л. с. ч.

При штатной емкости бензобаков 100 л дальность плавания 200 км.

Катер Амур: технические характеристики и его описание

На крыше рубки имеется носовой люк; здесь же установлены продольные леера-поручни, фара, звуковой сигнал, зеркало заднего вида, стойка с клотиковым огнем.Конструктивно «Амур-2» — первый отечественный катер с угловой колонкой, выпускаемый для продажи населению, разделен на три отсека. Форпик расположен между шп. 0 и 2; в нем оборудован багажник с доступом через лючок из каюты. Каюта и кокпит занимают пространство от шп. 2 до шп. 9. Переднее панорамное и боковые стекла каюты неоткрывающиеся; стекла установлены при помощи резиновых уплотнительных профилей. Каюта оборудована двумя мягкими сиденьями, которые легко можно разложить в спальное место для трех человек. За спинками боковых сидений и под сиденьями имеются багажники. На подволоке — плафон освещения, есть раскладной столик и крючки для верхней одежды. Длина каюты — 1,8 м; высота от пайола до подволока — 1,15 м. Задняя стенка с двустворчатой дверью установлена на шп. 5.

Со стороны кокпита на переборке с левого борта оборудован пульт управления катером, защищенный от ветра стеклом, установленным на краю рубки.

В непогоду кокпит закрывается легкосъемным тентом, в убранном положении откидывающимся назад. Под сиденьем кормового дивана оборудован вместительный багажник для хранения походного снаряжения, в него укладывается также и тент во время плавания. Фанерный пайол в кокпите сделан быстросъемным, он крепится к шпангоутам пружинными замками.

катер амур технические характеристики
Схема устройства для
механической откачки забортной воды:
1 — кран; 2 — шланг.

При аварии катер поддерживается на плаву пенопластовыми блоками. Катер укомплектован складными веслами, топовым огнем, огнетушителем, буксировочным фалом, якорем с канатом, спасательным линем, запчастями, инструментом, водоотливным ручным насосом (кроме того предусмотрена механическая откачка воды при работе двигателя). Корпус изготовлен из сваривающегося алюминиево-магниевого сплава АМг5М, палуба и рубка — из дюраля Д16АТ. Толщины на днище 2,0 — 2,5 мм, на бортах и палубе — 1,5 мм. В серию новая модель катера запущена с начала 1979 г.

В настоящее время на базе «Амура-2» подготовлена к серийному производству следующая модификация — «Амур-3», имеющая полностью открытый кокпит.

Главным отличием катеров «Амур-2» и «-3» от предыдущих моделей является поворотно-откидная угловая колонка. Познакомимся с ней поближе (см. схему).

Основные данные поворотно-откидной колонки катера «Амур»
Максимальная передаваемая мощность, л. с. 75
Максимальная частота вращения на входном валу, об/мин 4500
Передаточное отношение 1:1.53
Угол поворота привода на сторону 20°
Угол откидывания привода 52°
Масса привода (без транцевой плиты), кг 37

Колонка представляет собой вертикальный реверсивный привод с Z-образной механической передачей; шестерни верхнего редуктора имеют шаровой зуб с торцевым модулем, равным 3,5; шестерни нижнего редуктора — прямозубые с торцевым модулем 3,82. В качестве механизма реверса использована коническая самоблокирующаяся фрикционная муфта.

Длина наибольшая, мм 5620
Ширина наибольшая, мм 1830
Высота борта на миделе/транце, мм 930/880
Осадка корпуса, мм 232
Угол килеватости днища на миделе 18°
Угол килеватости днища на транце
Водоизмещение порожнем, кг 720
Водоизмещение полное, кг 1270
Грузоподъемность полезная, кг 500
Пассажировместимость, чел. 5
Осадка габаритная, мм 670
Двигатель «Москвич-412»
Мощность номинальная/макс., (л. с.) 51/60
Скорость хода максимальная, км/ч 47
Скорость хода с полной нагрузкой, км/ч 40
Дальность плавания, км 200
Материал корпуса/палуба и рубка АМгМ/Д16АТ
Технология соединения клёпка
Розничная цена катера «Амур-2», руб 6750
Розничная цена катера «Амур-3», руб 6000
Проектант и изготовитель Авиационный завод им. Ю. А. Гагарина

«Амур-2» и «Амур-3» являются усовершенствованными моделями катеров типа «Амур», выпускаемых с 1968 г. На обоих катерах привод гребного винта осуществляется через угловую поворотно-откидную колонку, а катер «Амур-2» оборудуется еще и закрытой каютой. Благодаря применению колонки сократилась длина моторного отсека, кокпит стал просторнее, уменьшился шум и вибрация корпуса.

К положительным качествам катеров с колонками относится также лучшая защита гребного винта при плавании по мелководью и подходе к необорудованному берегу.

Разрез поворотно-откидной угловой колонки катеров «Амур-2» и «Амур-3»

Катер Амур: технические характеристики и его описание

Корпус колонки, отлитый из алюминиевого сплава, конструктивно выполнен из трех частей: верхнего редуктора 3, нижнего редуктора 19 и киля 22. В верхнем редукторе размещены: ведущая шестерня 12, ведомая шестерня заднего хода 11, ведомая шестерня переднего хода 6, коническая фрикционная муфта 10. Ведомые шестерни вращаются относительно корпуса на шарикоподшипниках, а относительно вала 5 — на игольчатых подшипниках 7. Проставка 15 разделяет полость газовыхлопа и масляную полость. Выхлопные газы выбрасываются через антикавитационную плиту 2. В передней части корпуса запрессованы две бронзовые втулки 14; в них входят оси 13, относительно которых колонка откидывается вверх или вниз. Относительно оси осуществляется поворот колонки «вправо» и «влево» вместе с поворотным хомутом 17. В нижнем редукторе расположены шестерни 20, 24, гребной вал 23, опирающийся на радиально-упорный подшипник 25, и игольчатый подшипник 21.

Трехлопастной гребной винт 1 отливается из высокопрочного алюминиевого сплава. Шаг винта — 315 мм; диаметр — 300 мм; вес — 1 кг. В корневых сечениях лопасти имеют аэродинамический профиль, а в концевых — сегментный. Лопасти наклонены назад под углом 15° к оси винта.

Катер Амур: технические характеристики и его описание

Передача мощности от двигателя к ведущей шестерне осуществляется через первичный вал и двойной карданный шарнир. Первичный вал проходит внутри проставки, которая является третьей опорой двигателя и своим цилиндрическим концом входит в демпфирующее кольцо, закрепленное на транцевой плите. Резиновый чехол защищает карданный вал от попадания воды. Управление реверсом гребного винта осуществляется при помощи скобы 8, тяги 9, качалок 4. К одной из них подходят два троса от ручки управления.

Кулачок 16 управляет скобой 18, при помощи которой колонка удерживается от откидывания на заднем ходу. На переднем ходу кулачок отводит скобу и колонка освобождается от «захватов». Механизм управления реверсом винта и дроссельной заслонкой карбюратора устроен таким образом, что позволяет одной установленной на левом борту у пульта рукояткой управлять и реверсом гребного винта и оборотами двигателя, а также производить прогрев двигателя на любых оборотах на холостом ходу. Механизм удобен в работе; блокировка не позволяет включить передачу на больших оборотах двигателя.

С выпуском катеров «Амур-2» и «-3» работа коллектива завода над совершенствованием малых судов выпускаемых для продажи населению не только не кончается, а наоборот — разворачивается.

Наша цель — повышение комфортабельности и надежности выпускаемых катеров, а также и разработка новых моделей с учетом замечаний и предложений потребителей.

Катер Амур: технические характеристики и его описание

Катер «Амур-2»

Катер Амур: технические характеристики и его описание

Конструктивно катер «Амур-2» разделен на три отсека. В форпике оборудован багажник, попасть в который можно из каюты через лючок в переборке. Каюта и кокпит занимают большую часть длины катера. В каюте катера оборудованы два мягких сиденья, которые легко раскладываются в спальное место для 3 чел. За спинками боковых сидений и под сиденьями имеются рундуки; есть раскладной столик и крючки для верхней одежды. Каюта закрывается двустворчатой дверью. Длина каюты — 1,8 м; высота от пайола до подволока — 1,15 м.

Пульт управления катером «Амур-2» оборудован в кокпите на переборке каюты. Он защищен ветровым стеклом и комингсом рубки. На крыше рубки имеется люк для вентиляции; здесь же установлены поручни, фара, звуковой сигнал, стойка с топовым огнем.

В непогоду кокпит катера может быть закрыт легкосъемным тентом, который в убранном положении откидывается назад. Под сиденьем кормового дивана оборудован вместительный рундук для хранения походного снаряжения и тента. Фанерный пайол в кокпите сделан легкосъемным.

По бортам кокпита установлены два бензобака общей емкостью 100 л.

В случае аварии катер «Амур-2» («Амур-3») поддерживается на плаву пенопластовыми блоками, закрепленными в корпусе.

Корпус катера изготовлен из коррозионностойкого сваривающегося алюминиево-магниевого сплава АМгМ, палуба и рубка — из дюралюминия Д16АТ.

Обводы катеров «Амур-2» и «Амур-3»

Катер Амур: технические характеристики и его описание

Свойства основного металла катеров «Амур-2» и «Амур-3» допускают эксплуатацию в морской воде. Толщина наружной обшивки днища — 2—2,5 мм; бортов и палубы — 1,5 мм.

На катерах «Амур-2» и «Амур-3» установлен автомобильный конвертированный двигатель «412», имеющий максимальную мощность 44 кВт (60 л. с.) при 4500 об/мин. При конвертировании двигатель оборудуется двухконтурной системой водяного охлаждения, охлаждаемым выхлопным коллектором, Двигатель работает на бензине АИ-93; удельный расход топлива — 225 г/л. с. ч.

Механизм управления дроссельной заслонкой карбюратора позволяет регулировать частоту вращения двигателя и переключать реверс посредством одной рукоятки, установленной у пульта управления.

Для повышения мореходных качеств новых катеров их обводы модифицировали. Отличительной их особенностью является заостренная носовая часть с большой килеватостью шпангоутов и высоко поднятой скулой у форштевня. Благодаря этому удалось снизить силу ударов при ходе против волны и уменьшить забрызгивание. В корме килеватость днища существенно меньше, что позволяет повысить гидродинамическое качество, в частности, облегчить выход катера на режим глиссирования с полной нагрузкой. Угол килеватости днища на миделе — 18°; на транце — 7°.

Катер Амур: технические характеристики и его описание

«Амур-2» снабжается трехлопастным гребным винтом из высокопрочного алюминиевого сплава. Шаг винта — 315 мм, диаметр — 300 мм.

Катера комплектуются складными веслами, огнетушителем, якорем с канатом, спасательным линем, буксирным концом, ручным осушительным насосом (предусмотрено удаление воды из корпуса и механическим путем — при работе двигателя).

Эксплуатация катеров «Амур-2» и «Амур-3» допускается при высоте волны до 1,2 м и удалении от берега до 3000 м, включая и прибрежные зоны морей.
Источники:

  • https://ribak.com.ua/boats/cutter/cutter_962.html
  • http://www.vodnyimir.ru/Katera_Amur2_Amur3.html
  • http://motorka.org/katera/894-katera-amur-2-i-amur-3.html
Добавить в закладки
1 Звезда2 Звезды 0
Загрузка...
Добавить комментарий